Как известно, Тамбовский край один из сахарных регионов России. На нашем плодородном черноземе каждую осень собирают внушительный урожай сладких корнеплодов. Берут как объемом, так и качеством. А в результате год за годом пять крупных перерабатывающих предприятий поставляют на прилавки страны свыше полумиллиона тонн сахарного песка. Мы проследили путь от поля до белоснежного кристалла.
Мордовский район в сезоне-2020 абсолютный лидер региона по сахарной свекле. Обошли коллег за счет больших посевных площадей, а вот уборочную страду аграрии здесь откладывали до последнего. Все ждали милости от природы и не прогадали. В хозяйстве «Серп и молот» первый комбайн на поля выпустили лишь в конце сентября.
Погода была сухая, почва очень твердая, копалось хуже. А потом после первых-вторых дождиков почва отошла, стала помягче, сейчас копается вообще замечательно. С утра морозец маленький, но это не страшно,
- Дмитрий Плетнев, комбайнер СХПК «Серп и молот».
И все же из-за отсутствия влаги в период вегетации свекла так и не смогла приобрести, что называется, солидных форм. Урожайность - 300 центнеров с гектара. Знойное лето культура выдержала только благодаря грамотной сортовой политике. Она же стала спасением для качественных показателей.
- Даже здесь на поле, можно попытаться сделать первые выводы о качестве сахара, который подадут к нашему столу. Смотрите какая белоснежная, упругая мякоть скрывается внутри. Лаборатория подтвердила сахаристость 22%. Это довольно высокой показатель.
К слову, в отношении технических культур Минсельхоз рекомендует аграриям ежегодно проводить сортообновление и внимательнее присмотреться к семенам отечественной селекции. Так вот, разработки тамбовских ученых в этом плане не стоят на месте. Минувшей осенью они представили 30 образцов для внесения в государственный реестр сортовой политики.
Гибриды подбираем, те, которые засухоустойчивые, которые переносят стрессы и все остальное. Чтобы продукция была качественная, не было ни бактериальных заражений и всего остального, конечно, основное, это подбор гибридов и правильный уход,
- Анатолий Мочалов, главный агроном СХПК «Серп и молот».
- Сейчас, в основном, мы используем семена французской селекции, так как они, вот уже который год, себя показывают с наилучшей стороны и по цене, и по качеству. Российские семена, да, неплохие, но у них хромает всхожесть, основной их недостаток, поэтому, если подтянут они этот показатель, мы будем, конечно, использовать и российские семена.
Экспериментируют агрономы и с севооборотом. В хозяйстве «Серп и молот» практику ведут с советских времен и сегодня, опытным путем, доказали эффективность восьмипольной смены культур.
- В таких буртах на поле свекла не задерживается. Ее практически сразу отправляют на переработку. Урожай в этом году средний, но, как говорится, «мал золотник, да дорог». Все корнеплоды, как на подбор: идеального размера, довольно чистые и с хорошей сахаристостью. От того и сахзаводы не скупятся. Платят больше четырех тысяч за тонну. Для сравнения, в прошлом году цена составляла всего лишь полторы тысячи рублей.
На будущее, если так будут принимать, то, в принципе, посевы свеклы у нас 400 гектаров сейчас и можно даже увеличивать. В этом году сахарная свекла даже при такой урожайности, они считаю для хозяйства даст хороший весомый результат,
- Зоя Гордеева, руководитель СХПК «Серп и молот».
Уже сейчас личную прибыль подсчитывают водители грузовиков, которые курсируют с полей на сахарные заводы. Их зарплата зависит от километража, а его можно намотать только в движении.
В прошлом году мы рейс делали, очень большая очередь и принимали как-то плоховато, в этом году лучше стало. Мы три рейса, бывает два делаем. Время поставили нам, по времени тоже хорошо стало ездить. А то когда без времени ездили мы, то с утра уезжаешь и в ночь приезжаешь. Очень долго было, очень. Очень большие очереди были,
- Николай Попов, водитель СХПК «Серп и молот».
Под сахарную свеклу в этом году хозяйства региона отвели 92 тысячи гектаров. Плантации раскинулись в тех районах, что ближе всего к сахарным заводам.
Для сравнения в 2019 году площадь сева сахарной свеклы на территории нашего региона составила более 112 тысяч гектаров. Уменьшение и снижение посевной площади сахарной свеклы, в первую очередь, обусловлено политикой Союза сахаропроизводителей, у которых основным принципом является снижение объемов производства сахара. Потому что за период с 2017 по 2019 год, из-за высоких урожаев и больших площадей, создался профицит сахара, произошло падение цены на биржевом рынке и снижение рентабельности сахарных заводов,
- Лидия Бакуменко, начальник Управления сельского хозяйства области.
Сейчас свеклу по 12 часов в сутки принимают на переработку. Караван грузовых автомобилей - словно сезонный указатель на свеклопункт Никифоровского сахзавода. Но, если в прошлом году вереница растягивалась на километры, то сейчас остановка всего на несколько минут.
- Электрическая буртоукладочная машина в два раза сокращает время разгрузки. Это хороший помощник! Ведь на свеклопункте каждая минута на счету. Заводы стараются работать синхронно с аграриями, так чтобы с полей, свекла тут же отправлялась на переработку.
Одновременно такой БУМ опустошает два грузовых автомобиля. А по соседству, но уже в механическом режиме, трудятся еще шесть буртоукладчиков. Попадет ли машина сразу на выгрузку или с этим придется повременить, определяет автоматизированная система приемки - АСП «Свекла». Каждой машине, а за день их проходит около 200-т, она присваивает индивидуальный чип. Он-то и определяет траекторию движения на свеклопункте.
- Лаборатория, пожалуй, один из самых ответственных участков свеклопункта. Здесь аграрии проходят, ну, назовем это, экзаменом на сезонную работу. На экспертизу отправляют лишь те машины, которые случайным образом выбирает компьютерная программа во время регистрации.
Над волей случая человеческий фактор бессилен - это гарантирует объективность результата. Даже место в кузове для забора пробы, предсказать невозможно.
Щуп захватывает не менее 12 килограммов свеклы, которые эксперты тут же проверяют на соответствие ГОСТУ. Учитывают многие параметры, но, пожалуй, наиболее важными считают загрязненность и сахаристость корнеплодов.
Если загрязненность нам важна для расчета со свеклосдатчиками, для определения зачетного веса сахарной свеклы, то сахаристость - это непосредственно показатель, от которого будет отталкиваться производство завода, от которого зависит цена сахарной свеклы,
- Екатерина Порядина, инженер-химик сырьевой лаборатории Никифоровского сахарного завода.
До сих пор урожаю-2020 лаборанты давали высокую оценку. Вот где яркое солнце сыграло аграриям на руку. Весь эксперимент занимает не больше пяти минут. Свеклу измельчают, тщательно смешивают с водой и уксусом, а затем тщательно процеживают жидкость.
- Теперь у нас получился чистый раствор и мы посмотрим сахаристость. Это нам покажет аппарат. Наливаем раствор и смотрим на экран. У нас замечательные цифры, даже больше 21 %.
К этому дню на Никифоровском заводе заготовили уже свыше 500 тысяч тонн свеклы. Работают практически с колес по принципу FIFO. То есть каждую разгруженную машину, тут же отправлют на переработку. А чтобы исключить риск недоподачи сырья держат небольшой запас на свеклопункте.
При закладке, хотя и небольшого количества, мы постоянно обрабатывали кагаты, кагаты - это накопления свеклы, обрабатывали их раствором гашеной извести. Это послужило более качественному, сохранению сырья. Известь существует для того, чтобы свекла меньше увядала в кагатах, она отталкивает солнечные лучи, ну плюс еще дезинфекция,
- Владимир Аксенов, руководитель сырьевого участка Никифоровского сахарного завода.
- Мы находимся на вершине свекольного бурта и в такую погоду, признаться, чувствуем себя отчасти альпинистами. Высота 5 метров. Именно здесь установлены вот такие тепловые датчики. Одни из последних технических новинок свекольного пункта. Необходимы они для того, чтобы измерять температуру внутри кагата. Как только она начинает повышаться, это первый сигнал, что свеклу необходимо срочно отправлять на переработку.
Делают это с помощью гидротранспортера. Силой воды миллионы корнеплодов преодолевают сложный подземный путь. Понятно, что прежде чем использовать свеклу, её необходимо очистить от земли, ботвы, прилипших камней, песка и прочих примесей — в готовый продукт всё это попасть не сможет в любом случае, а вот испортить оборудование — запросто. Чтобы этого не случилось, следуя по тракту подачи на производство, свекла проходит через различные механизмы.
- Представьте себе картофель, прежде чем подать его к столу, хозяйки тщательно моют корнеплоды, а затем очищают их от кожуры. Так вот на заводе, чистить свеклу никто не будет. Поэтому здесь ее моют особенно тщательно. Сначала, в закрытом барабане, затем основной этап и финишная прямая, откуда выходят практически белоснежные овощи.
В таком виде не грех отправляться на свеклорезку. Сам процесс измельчения скрыт в бункерах, а вот его результат хорошо виден на конвейерной ленте. Свекловичная стружка должна быть без сучка без задоринки. И это не вопрос эстетики. От качества нарезки зависит весь дальнейший технологический процесс.
Поэтому большое внимание уделяется настройке резок. Качеству заточки ножей, которые туда устанавливаются. У нас резки очень мощные, одна резка мощностью десять тысяч тонн в сутки, поэтому в час может изрезать где-то до 390 тонн свеклы,
- Лиана Гаменюк, инженер технолог Никифоровского сахарного завода.
С помощью горячей воды из стружки вымывают сахар. Происходит это в большом диффузионном аппарате, без доступа воздуха и при определенной температуре. Полученный после этого сок, отправляют на очистку, а сухой остаток, на доработку.
- С виду жом очень похож на пух, но деле он влажный и очень теплый. Так вот, дальше его отправят на досушку, затем на опрессовку и полученные гранулы пользуются очень большим спросом в Китае и Финляндии, там их пускают на корм домашнему скоту.
Оставим экспортные маршруты и продолжим внутреннее путешествие по заводу. Следующая остановка станция очистки, где из сахарного раствора в несколько этапов удаляют различные примеси, их объединили общим термином «несахара».
К нам поступает вот сок, вот в таком виде. Вот видите осаждение, но пройдя две станции сокоочистки, две фильтрации у нас получается сок, вот в таком виде. А это уже пройдя выпарную установку у нас получается уже готовый сироп,
- Наталья Губанова, помощник начальника смены Никифоровского сахарного завода.
По сути это уже сахарный полуфабрикат. Еще пара шагов и мы получим готовый продукт.
- Это вакуумные аппараты, внутри которых варят сахар. На заводе 11 таких агрегатов и каждый мощностью 85 тонн. А вот, что происходит внутри каждой махины, мы сейчас спросим у эксперта - оператора пульта управления Екатерины. Расскажите нам все секреты!
- Здесь у нас находится сироп, сироп варится при температуре менее 100 градусов. В этот сироп мы добавляем затравку. Затравку мы готовим сами. Она состоит из спирта и сахара, у нас есть такая специальная мешалка, мы ее мешаем 12 часов и получается белая матовая у нас затравочка. И эту затравку мы кладем в аппарат и получаются у нас вот такие кристаллики.
По мере роста кристаллов их начинают уваривать. Этот процесс занимает несколько часов. В результате получается утфель с содержанием сухих веществ не менее 92%. А чтобы максимально извлечь сахар, содержащийся в свекле, кристаллизацию сахарозы повторяют многократно. Затем плотный вязкий сироп спускают в специальную центрифугу. Здесь все лишнее из утфеля отделяется в специальный сборник под установкой, а на стенках барабана оседают кристаллы сахара-песка. Остается только довести их до товарной кондиции.
- Ну и вот, наконец, мы пришли туда, где сахар, по-видимому, лопатами загребают. А если серьезно, это цех по сушке сахарного песка. При высокой температуре кристаллы становятся рассыпчатыми, а не слипаются в комочки. По сути это финишная прямая всего процесса, отсюда готовый продукт отправляют на упаковку.
Ежедневно в мешки разного объема здесь фасуют больше тысячи тонн сахарного песка. Все линии автоматизированы. Их производительность до 70 пакетов в минуту.
Исходя из производственных мощностей, мы должны принять от производства порядка тысячи 100 тонн ежесуточно. Наша задача этот сахар принять, чтобы не остановить производство,
- Сергей Гаан, менеджер по упаковке Никифоровского сахарного завода.
- Под стать тем кагатам сахарной свеклы, на складе уже выросли вот такие гигантские белоснежные «сугробы». В тысячекилограммовых биг-бэгах сахар будет ждать своего звездного часа. Распакуют их лишь в тот момент, когда на розничном рынке сахар будет наиболее востребован.
В целом, по региону в этом сезоне произведут около 600 тысяч тонн сахара. Это десятая часть от общего потребления по стране. Никифоровский завод работает уже больше полувека. Предприятие, построенное французами, стартовало с хороших технологических позиций и сегодня их стараются укреплять, что бы максимально повысить качество готового продукта.
Выпарная установка модернизирована, отличается цветность, ну и соответственно меньше включений, то есть мы стараемся соответствовать ГОСТу и соответствовать заявленным характеристикам для потребителей,
- Андрей Соломатин, директор Никифоровского завода.
Несмотря на скромный объем выращенной свеклы, готового продукта из нее получилось почти столько же, как и при рекордных показателях прошлого года. При этом себестоимость каждой тонны существенно выросла, а это, по прогнозам экспертов, неминуемо отразится на розничных ценах.
- Ну, а венцом сахарного производства по праву считают кондитерскую промышленность. Всевозможные конфеты, печенья, пирожные и торты. Это вам не просто чай с сахаром попить. В умелых руках шеф-поваров сладкий ингредиент приобретает наивысшую огранку. Устоять перед таким искушением довольно сложно. Сахарный песок придает вкус и повышает калорийность. Здесь все хорошо в меру. При производстве кондитерских изделий используют, в основном, сахарный песок, который должен быть: сыпучим, сухим, белого цвета, с блеском, без постороннего запаха и привкуса. Это как раз такой сахар. Сделано в Тамбове.