Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 28 мая 2020 года

Урок английского языка для выпускников на канале «Радио России», ведет педагог кафедры профильной довузовской подготовки ТГУ имени Г.Р. Державина, кандидат филологических наук Ольга Дмитриевна Проскурнич.
Написание эссе в соответствии с требованиями ЕГЭ Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования, включающая иностранные языки, в частности английский, который проводится в устной и письменной форме. В этом году сдача письменной части ЕГЭ по иностранному языку запланирована на 20 июля, и включает в себя 4 раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и интересующий нас сегодня раздел - «Письмо». Время выполнения четырех письменных разделов экзаменационной работы – 3 часа (180 минут). Раздел «Письмо» состоит из 2 заданий: личное письмо и эссе. Эссе требует от обучающегося демонстрации разных умений письменной речи, и относится к высокому уровню сложности (или уровню Upper-Intermediate, которому присвоено обозначение B2 согласно общеевропейской компетенции владения иностранным языком (CEFR - Common European Framework of Reference for Languages). В целом, задачей единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. Задание 40 «Эссе» письменной части экзамена требуют от экзаменуемого навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте, а также орфографических навыков. Успешное написание эссе требует от обучающихся не только высокого уровня владения иностранным языком, но хорошо развитых метапредметных умений и навыков, что позволяет оценить возможности их теоретического, критического и творческого мышление, регулятивные умения, качества мышления. Максимум, который обучающиеся могут получить за успешное выполнение задания 40 - это 14 баллов, согласитесь достаточно много, а рекомендуемое время 40 минут, то есть почти 1/3 от общего времени экзамена, отводится именно на письменную часть. Для того чтобы облегчить себе задачу, а именно уложиться в рекомендованное время и решить коммуникативную задачу, обучающимся необходимо проработать определенный алгоритм выполнения задания 40. В первую очередь ВАЖНО изучить план сочинения, представленный в демоверсии экзамена, которую можно найти на официальном сайте ФИПИ. План – един для всех тем в задании 40. План не нужно зубрить, так как он всегда включен в КИМы с заданиями, которые обучающиеся получают непосредственно на самом экзамене. План нужно «понять» и следовать ему каждый раз прорешивая темы эссе из ФИПИ или других пособий по подготовке к ЕГЭ. Итак, по своей структуре эссе должно состоять из 5 абзацев: 1) введение 2) выражение вашего мнения плюс аргументация вашего мнения (2-3 аргумента) 3) выражение противоположной точки зрения на проблему, поднимаемую в эссе 4) выражение вашего мнения (контраргумент) на противоположную точку зрения 5) заключение Также обучающимся необходимо строго соблюдать рекомендованный объем будущего письменного высказывания – 200-250 слов, который также всегда в указан формулировке задания. Следует отметить, что многие участники получают невысокие баллы за задание 40 в связи с тем, что часто сталкиваются с непонимание темы. С 2019 года в формулировке задания 40 «Эссе» участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение», что значительно упростило задачу, так как у обучающийся появилась возможность выбрать более близкую и понятную им тему, хотя и неоднозначную, противоречивую. Давайте попробуем разобраться со стратегиями написания эссе на примере следующей темы: Some people think that radio is becoming less popular and it will soon disappear. Определимся с ключевыми словами: radio (радио), less popular (менее популярно), soon disappear (вскоре исчезнет). То есть в данной теме, нам предлагается порассуждать о радио, не как о средстве массовой информации в целом, а о снижении и нет его популярности на данный момент и об исходе, который может ждать радио, а именно его исчезновение. Таким образом, в первом абзаце мы должны чётко сформулировать две противоположные точки зрения и осуществить перифраз предложенной темы сочинения (state the problem=>paraphrasing the given statement). Например: Today many people believe that the popularity of the radio is waning (wane – ослабевать/падать) and this media has no future. However, there are those who do not agree with this vison. (29 слов) Итак, мы сформулировали введение, внимательно прочитав тему (на экзамене, повторюсь, их будет две, поэтому задача обучающегося выбрать ту тему, которая ему или ей понятна, доступна и по которой есть что сказать, то есть тема вам подходит, тогда, когда вы: 1) сразу можете определиться со своей точкой зрения, а именно четко согласиться или не согласиться с утверждением из задания; 2) определиться со своей точкой зрения (вы за или против), объяснить, ПОЧЕМУ вы так думаете (т.е. привести аргументы в поддержку своей точки зрения). Советую сразу после выбора темы на черновике «набросать» ваши аргументы за/против: можно схематично, словами или фразами и так далее. Главное, чтобы в процессе написания перед глазами у вас был четкий план того, как вы развернете ваши мысли по теме в полноценные предложения уложившись в рекомендованный формат 200-250 слов. Например, вы считаете, что популярность радио не падает и существование не прекратится. Начните второй абзац с вашей четко выраженной точки зрения. I think it will never lose its popularity (8 слов). Далее аргументируем.
  • В первую очередь потому что радио не перестает развиваться и совершенствоваться, мы уже не пользуемся приемником, а можем слушать радио везде в телефоне, ноутбуке, в машине.
  • Во вторых, радио сегодня очень разнообразно и предлагает различные типы и формы вещаний, а также адаптировано под любой тип слушателя. Вы всегда можете выбрать на радио интересующий вас стиль музыки или тематики передачи, или выбрать детский радио канал для вашего ребенка.
  • Наконец, радио сегодня – это не пассивное вещание информации, а интерактивное, так как оно вовлекает в процесс вещания в качестве гостей различных известных людей, а также привлекает в развлекательные мероприятия людей в соцсетях и по телефону.
Продолжаем 2 абзац: переводим наши аргументы, используя соответствующие вводные фразы и клише (firstly, secondly, moreover и тд.). Необходимо помнить про стиль при написании сочинения–нейтральный, то есть мы не должны использовать краткие формы типа (it’s, doesn’t), разговорные выражения и сниженную лексику. Firstly, because the radio does not stop developing and improving, we no longer use the receiver, but we can listen to the radio everywhere using phones, laptops, or in the car. Secondly, radio is very diverse and offers different types and forms of broadcasting, as well as it is adapted to any type of listener. You can always choose the style of music or theme you are interested in on the radio and try any radio channel. Finally, radio is not a passive broadcasting of information, but an interactive one, because it involves various famous people in the broadcasting process as guests, as well as attracts people to entertainment events in social networks and by phone calls. Не забываем считать слова (117 слов). В 3 абзаце вы должны высказать противоположное вашему мнению суждение ДРУГИХ ЛЮДЕЙ с чёткими и ясными доказательствами этого мнения 1-2 аргумента). Начать данный абзац можно также с фраз клише, например, (However, other people think that…) Что же они думают? Однако другие люди думают, что радио теряет популярность и вытесняется интернетом, который позволяет получить всю нужную познавательную и развлекательную информацию, абсолютно везде, тогда, когда нам это удобно и необходимо, а не только во время радиоэфира. Пишем новый абзац. However, other people think that radio is losing popularity and being replaced by the Internet, which allows to get all the necessary educational and entertaining information, absolutely everywhere, when it is convenient and necessary, and not only during the radio broadcast. (41 слов) В четвёртом абзаце присутствует несогласие с высказанной в третьем абзаце точкой зрения оппонента и есть её опровержение Ваш тезис обязательно должен содержать открытое вежливое несогласие (Например: Despite my respect to the second opinion, I cannot share it. Важно: чтобы все аргументы оппонентов были опровергнуты, два аргумента можно объединить и опровергнуть оппонентов одним «объемным» аргументом. Например: Не смотря на то, что я уважаю чужое мнение я не могу его разделить, потому что в интернете мы слушаем тот же радиоэфир, но в записи, а во-вторых доступ в интернет есть не всегда и не везде, и тогда радио это отличное средство для получения информации. Despite my respect to the second opinion, I cannot share it, because on the Internet we listen to the same radio broadcast, but in the record, and the Internet is not always and not everywhere available, and then radio is a great tool for getting information. (46 слов) Заключительный 5 абзац - вы ясно подтверждаете свою точку зрения и ещё раз, обобщённо высказываете своё мнение в защиту или против предложенного утверждения в задании 40. Этот абзац не должен состоять из одного простого (!) предложения. Например. In conclusion, there is no reason to claim that the radio is becoming less popular. It will exist as an irreplaceable resource of useful information and entertainment. (27 слов) Итого 268 слов. Сразу отмечу, что допустимое отклонение от заданного объема (200-250 слов) составляет 10%. То есть если в ответе на задание на задание 40 менее 180 слов, то ответ на задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. в ответе на задание 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть ответа на задание, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке ответа на задание 40 отсчитываются от начала ответа на это задание 250 слов, и оценивается только эти части работы. То есть, при первом раскладе Вы теряете всё эссе; при втором, скорее всего, потеряете заключение, что тоже немаловажно. Особенностью оценивания выполнения задания 40 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» ответ на все задание оценивается в 0 баллов. Также, тренируйтесь писать эссе на экзаменационных бланках, шаблоны можно скачать в интернете – так вы научитесь визуально определять количество слов, и заодно отработаете письменные навыки, ведь почерк тоже имеет значение, это первое, что бросается в глаза эксперту в начале проверки и создает общее впечатление от вашей работы. Самым важным при написании эссе является то, что необходимо понять смысл задания, планировать свое письменное высказывание, реализовать его без нарушений логики, правильно строить стратегии высказывания с учетом коммуникативной задачи. Важно также развивать и личностные характеристики, такие как эрудицию, креативность, самостоятельность, ответственность, внимательность, аккуратность, любознательность и др. Экзаменуемый должен не бояться потратить несколько минут на обдумывание своего выбора: какая тема ему ближе, понятней, интересней; по какой теме у него есть собственное мнение; к какой теме ему легче подобрать аргументы к своему и чужому мнению. Нельзя начать писать одну тему, а затем перейти к другой. Как правило, в этом случае участникам экзамена не хватает времени закончить работу, да и если они успевают завершить ее, то качество работы сильно страдает из-за нехватки времени. Типичные ошибки при выполнении задания 40 Экзаменуемые:
  • отходят от темы, либо не понимают коммуникативную задачу;
  • не могут точно сформулировать проблему в начале высказывания и сделать точный вывод в конце;
  • не умеют сформулировать своё и чужое мнение
  • не замечают неполного соответствия аргументации заявленному тезису (мнению);
  • повторяют аргументацию при высказывании своего и чужого мнений;
  • демонстрируют непродуктивность, т. е. используют заученные наизусть куски из готовых текстов;
  • неправильно делят текст на абзацы
  • совершают логические ошибки, в том числе расхождение авторской точки зрения во втором абзаце и в выводе;
  • не соблюдают требований к объёму высказывания.
Итак, задание 40 – задание высокого уровня сложности, предназначенное для выпускников, обучавшихся по программе профильного уровня (т.е. более 3-х часов – обычно 5-6 часов в неделю все годы обучения). Задание 40 дифференцирует учащихся с действительно высоким уровнем владения английским языком, претендующих на 85-100 баллов. В своих рекомендациях (в частности, в ежегодных Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ) специалисты ФИПИ неоднократно советовали учителям формировать следующую установку выпускников, обучавшихся в школе по программе базового уровня: не выполнять задание 40, а посвятить освободившееся время другим заданиям, что при их успешном выполнении гарантирует 86 баллов. Желаю всем удачи на экзамене!
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов