Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 18 мая 2020 года

Речь пойдет об особой науке становления и развития семьи, специфике ее внутренних и внешних связей. О жизнеспособности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации. Объектом семьеведения является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Как сохранить эту ячейку общества и в чем причина частых разводов? Об этом говорит кандидат психологических наук, заведующая кафедрой профильной довузовской подготовки ТГУ им. Г.Р.Державина Алена Алексеевна Андреева. Это встреча в эфире совместного просветительского проекта для старшеклассников ГТРК «Тамбов», областного управления образования и науки, Тамбовского Государственного университета имени Г.Р. Державина.
Предмет: Обществознание Тема: «Семья как малая социальная группа. Воспитание в семье» Преподаватель: к.пс.н., заведующий кафедрой профильной довузовской подготовки ТГУ им. Г.Р. Державина А.А. Андреева Семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Весь комплекс семейной среды и морально-психологического климата семьи – даже такие формальные на первый взгляд, как социальное положение, род занятий и уровень образования родителей, состав семьи и материальная её обеспеченность, – в течение очень длительного времени определяют формирование личности ребёнка, его поведение и деятельность. Существует социальная необходимость в семье, так как исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно поэтому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ждать от семьи выполнения определённых функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной. Но современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом (производственную, охранительную, образовательную). Однако огромное значение приобрели две основных функции, ради которых и создаётся и распадается семья: эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе (воспитательная функция). Воспитание профессор 3. Матейчек считает творчеством, в результате которого рождается искусство – искусство жить. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Его трактовка зависит от эпохи и научных областей знаний: «биологическая фабрика по воспроизводству населения», «царство любви и добра» (Э.И. Сокольникова, 1996), «первичная ячейка общества» (Ф. Энгельс, Т.21), «исторически конкретная система взаимоотношений ...» (А.Г. Харчев, 1982), «институт физического и духовного воспроизводства» (С.В. Ковалёв, 1987). С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Семья для всех её членов является определённым жизненным пространством, где протекает большая часть жизни каждого человека. Типология семьи. Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предметов изучения. Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. Данная типология наглядно иллюстрирует распределение семейных ролей и, соответственно, функции, закрепленные за каждым ее членом. -· традиционная патриархальная; -· традиционная матриархальная; -· неопатриархальная; -· неоматриархальная; -  эгалитарная. В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей. За мужчиной закреплена роль хозяина, добытчика, кормильца. В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным лидером – жена. Супруг определят долгосрочное направление развития семьи, а супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями членов семьи. Супруга находит в муже жизненную опору. В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта этих типов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. Именно такой тип семьи утвержден действующим законодательством РФ. Изучая психологические типы семьи, Э. Арутюнянц (1988) выделяет:
  • традиционную семью, где воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху - вниз;
  • детоцентрическую семью, где главной задачей считается обеспечение «счастья ребенка», воздействие осуществляется снизу - вверх;
  • демократическую (супружескую) семью, где царит взаимное доверие, принятие и автономность членов, воспитательное воздействие «горизонтальное», диалог родителей и ребенка на равных.
Выделяют типологию семьи, исходя из её размеров. Нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро)  – состоит из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Отмечается, что с образованием нуклеарной семьи ослабевает теснейшая связь, которая существует между старшим поколением и внуками, а вместе с этим и её огромное позитивное влияние. Однако это не значит, что старшее поколение полностью утратило возможность влиять на воспитательный потенциал семьи. Любящие и заботливые, они способствуют удовлетворению эмоциональных потребностей маленького человека, тем самым ускоряя формирование его сознания. Расширенная (многопоколенная) – супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними. Однодетная семья. Ребёнок в однодетной семье – объект пристального внимания ряда исследований. В них подчёркивается негативный аспект влияния такой семьи на формирование личности ребёнка. Многодетная семья. Многодетную семью относят к нетипичным семьям. В силу того, что в ней возникают особые, специфические условия, которые небезразличны для развития психики ребёнка, формирования его личности. И другие классификации типов семьи. Несмотря на различные подходы к определению данного понятия, семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей. Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей и система функций. Функции семьи. Анализируя семейные отношения, следует в первую очередь рассмотреть функционирование семьи как социального института и как малой группы. При анализе семьи как малой группы особое значение приобретают её нормы и функции, возникающие на основе личностного воздействия. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказ сказываются на выполнении другой. Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой – могут быть другие приоритеты. Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием. Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать. Репродуктивная функция. Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Воспитательная функция. Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать. Обучающая функция. В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п. Коммуникативная функция. Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение. Важно понимать, что русское слово «общение» и латинское «communicatio» происходит от «общее». То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека. Эмоциональная функция. Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи – это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая – позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы. Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения. Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья – хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности. Статусная функция. Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах. Это связано с тем, что семья для многих – источник могущества и наследства. Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья – малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. Функция социализации. Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Функция объединения усилий. Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Ребёнок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь. Семья – это довольно сложная система. Однако сама она представляет собой подсистему более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом и испытывает на себе их воздействие и наоборот. Структуру семьи образует невидимая сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют характер взаимодействия в семье. При этом, новая семья не является «tabula rasa» («чистой доской»), так как супруги привносят в нее полученное от предыдущих поколений наследство. В связи с этим, семью достаточно характеризуют два фактора: взаимосвязь членов семьи и их семейная адаптивность. К структуре семьи относят не только размер семьи, взаимоотношения между её членами, но и состав семьи. В своё время известный современный психолог А.В. Петровский (1983) написал, что «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки – это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далёких прародителей. Но верно и то, что состояние психологического климата во многом зависит от взаимоотношений бабушки и дедушки с родителями ребёнка, от их позиции. Таким образом, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребёнка и его межличностные отношения, являются структура семьи, атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребёнка с родителями, позиция ребёнка, родительская позиция. Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. Стили семейного воспитания Авторитарный стиль воспитания В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Ребенку не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их ребенок, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет. Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «подрастешь, тогда и будешь высказываться» и т.п. Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:
  • родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.
Недостатки авторитарного стиля:
  • дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
  • ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
  • не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
  • нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
  • утрата доверия к миру и взрослым.
Либеральный (попустительский) стиль воспитания детей Это стиль семейного воспитания характеризующийся недостатком опеки и контроля над ребенком. В семье спокойные отношения, от ребенка ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего чада. Примеры фраз родителей–либералов: «Я свое уже выучила, а это твоя школа. Учись, как знаешь», «Мне все равно, во сколько ты придешь, главное – меня не разбуди», «Мне не важно, что ты делаешь в школе, пусть только на тебя никто не жалуется». Преимущества либерального стиля:
  • с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом;
  • младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки;
  • он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.
Недостатки либерального стиля:
  • не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
  • без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей;
  • иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
  • дети с либеральными родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
  • низкая школьная успеваемость в связи с незаинтересованностью родителей в учебной жизни ребенка;
  • пытаясь обратить на себя внимание, ребенок может прибегать к девиантным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению урона имуществу или другим людям.
Опекающий стиль воспитания Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы ребенку было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира. Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь». Преимущества гиперопеки:
  • ребенок, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет ребенок безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.
Недостатки опекающего стиля:
  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития;
  • чувство виныза попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • ребенок растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.
 

Демократичный (авторитетный) стиль воспитания детей

Этот стиль семейного воспитания считается наиболее здоровым. Здесь все друг к другу доброжелательны, всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь умеют договариваться, слышать и слушать друг друга, проявлять любовь и сочувствовать. Детская самостоятельность и ответственность поощряются, формируется правильное поведение в обществе. Преимущества демократического стиля воспитания:
  • ребенок чувствует любовь и поддержку;
  • учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
  • имеет право выбора;
  • может принимать решения соответственно возрасту;
  • не боится обратиться за помощью к родителям;
  • знает правила поведения в обществе;
  • четко осознает свои психологические границыи границы других людей;
  • умеет ставить цели и достигать их;
  • ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
  • всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
  • менее подвержен влиянию негативных компаний;
  • ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себеи своих силах.
Недостатки демократического стиля: Здесь лишь один, но очень существенный минус. Демократический стиль воспитания в семье требует огромного количества любви к своему ребенку, терпения, уважения и родительской мудрости. Если самих взрослых воспитывали авторитарно, либерально, хаотично или опекающее, то им придется приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания своих детей. У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.   Домашнее задание:
  1. Рассмотрите определение семьи с точки зрения разных подходов: педагогического, психологического, социального, философского.
  2. Изучив функции семьи в материалах занятия, определите, какие функции выполняются в вашей семье? Какие из функций, по вашему мнению, наиболее значимые?

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов