Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 12 мая 2020 года

Урок психологии на канале «Радио России» 12 мая в прямом эфире ведет преподаватель ТГУ имени Г.Р. Державина, профессор кафедры общей и клинической психологии, доктор психологических наук Евгений Алексеевич Уваров.
Тема: Психологическая подготовка к ЕГЭ: психология надежды и оптимизма – важный земной компас молодого человека на пороге взрослой жизни. Педагог: Уваров Евгений Алексеевич, доктор психологических наук,профессор кафедры общей и клинической психологии ТГУ имени Г.Р.Державина. Жизненная реальность: причины и последствия современных социальных изменений. Сегодня становится все более очевидным развертывание качественно иной жизненной реальности, кардинально отличающейся своей неустойчивостью, многогранностью и во многом конфликтностью. Социальные катаклизмы поражают своим динамизмом и непредсказуемостью, запуская процесс не менее впечатляющих изменений личности человека. Современному миру даже новый термин придуман, - VUCA-мир. Основными его характеристиками являются изменчивость, неопределенность, сложность, двусмысленность, что связано с необъяснимостью и непредсказуемостью дальнейшего развития. Развитие человеческой цивилизации проходит не планомерно и поступательно, а своего рода, историческими скачками. Когда периоды колоссального культурного и научного прогресса, сменялись катастрофами, провалами и безвременьем. Такое развитие событий напоминает «эффект бутылочного горлышка». К слову сказать, человечество и ранее не раз проплавало между Сциллой и Харибдой, и, как видим, выжило и весьма преуспело. Новые времена требуют новых жизненных стратегий, если хотите, нового человека, способного жить в мире непредсказуемости событий. Человека не должны пугать неожиданности, у него должна к ним выработаться своего рода толерантность. VUCA-мир предполагает наличие у человека, в первую очередь, способности к критическому мышлению и гибкости ума, того, что позволяет принимать эффективные решения в нестандартной ситуации. Таким образом, на вызовы современного мира существуют вполне адекватные ответные меры, которые всецело зависят от воли и способностей человека. Именно к такому развитию жизненных событий должен готовиться молодой человек. Что касается психологической подготовки к ЕГЭ, то это всего лишь один из этапов подготовки к будущему. Сейчас уместно говорить о перспективе будущего современной личности как ведущем условии эффективного движения вперед. Можно утверждать, что ориентация на позитивное будущее, является ведущим средством снижения стрессовой нагрузки на молодого человека. То есть, не зацикливание на настоящем, каким бы оно тревожным и притягательным не казалось, а именно конструирование успешного будущего, является своеобразной доминантной современной жизни. Именно от этого отталкиваются психологи, когда ориентируются на «эффект самоисполняющихся пророчеств». В настоящем хотелось бы надеяться, что время приспосабливающегося к социальной конъюнктуре человека-конформиста проходит. Должно наступить время деятельностного, преобразующего и одновременно преобразующегося человека. Перспектива будущего, как основа выстраивания позитивного жизненного пространства молодежи. В этом смысле развитие личности определяется не предысторией ее развития, а ее будущим, то есть смысложизненной установкой, или перспективой развития индивида, которая как бы притягивают к себе все множество «траекторий» движения. Поэтому все чаще речь о смыслосодержащих целевых установках, некой вершинной цели, которая позволяют эффективно выстраивать жизненный путь субъекта. Общеизвестно, что наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл «тенденцией к актуализации», то есть сохранению и саморазвитию себя, что позволяет максимально выявить лучшие качества личности, заложенные в ней от природы. Необходимым аспектом тенденции актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В этом контексте, тенденции самоактуализацииэто процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью, живущей экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Примечательно, что работы отечественных и зарубежных авторов содержательно во многом перекликаются и имеют один и тот же теоретико-методологический посыл, а именно, ориентацию на осмысление будущего, на выстраивание жизненного пути. Ориентация на будущее рядом современных отечественных и зарубежных исследователей рассматривается как важная личностная характеристика. Показательны в этом плане работы бельгийского психолога Ж.Нюттена, доказывающего, что будущее является «психологическим пространством», в котором потребности человека трансформируются в отдаленные цели и поведенческие проекты. В этом смысле умозрительное «будущее» является не только процессом антиципации и ожидания, но и основой строительства поведения и развития человека на основе конкретных мотивационных установок и целеполагания. Техники формирования позитивного психологического состояния индивида «Круг совершенства» Цель техники состоит в том, чтобы помочь людям выявить, обогатить и научиться вызывать состояния, оптимальные для выстраивания своего жизненного пространства. Важно помнить, что человек находится там, где его мысли. Главное убедиться, что твои мысли там, где ты хочешь быть!          Процедура проведения техники:
  1. Выберите ресурсное состояние, которое вы хотели бы испытывать чаще (например, состояние творческой активности, уверенности в себе, гармоничного спокойствия, бодрости и т. д.).
  2. Вспомните конкретный случай из своей жизни, когда вы в полной мере испытали это состояние. Это ключевой момент, воспоминания должны быть очень яркими.
  3. Вообразите перед собой на земле круг или выберите определённый цвет, символ или какой-либо другой визуальный знак или звук (смех, музыка и прочее), который вы связали бы с этим состоянием. Представьте его как можно яснее и окрасьте в цвет, который символизирует для вас состояние Совершенства.
  4. Когда вы будете готовы, шагните в круг (или другой выбранный вами символ). Вновь испытайте это состояние, полностью погрузившись в него. Обратите внимание на то, как вы видите и слышите, прочувствуйте свои внутренние ощущения, ритмы дыхания, обратите внимание на звуки (музыка, смех людей) и т. д.
Встаньте в центр и прочувствуйте это состояние как можно сильнее и ярче. Выйдите из него и посмотрите на него еще раз со стороны. Все ли там, что вы хотели бы иметь? Может, туда надо еще что-то добавить. Может, Уверенность или Любовь, Радость или Смелость. Пусть этот круг будет действительно содержать в себе самое лучшее и самое нужное из того, что у вас есть. Добавьте это все туда. И посмотрите, как это изменит цвет. Зайдите снова в Круг и прочувствуйте его еще раз. Как изменилось состояние внутри? Все ли там есть, что вам надо?
  1. Опишите себе связанные с этим состоянием поведенческие изменения и ваш образ мышления, как явные, так и едва различимые. Сосредоточьте ваше внимание на внутренних ощущениях и отметьте любые внутренние образы, сенсорные характеристики, ритмы дыхания, мышечное напряжение и т. д.
  2. Сделайте ваше состояние более интенсивным, попытавшись усилить все сенсорные качества (цвет, движение, яркость, образы, звуки, тактильные ощущения, движения, запахи и вкус). Прочувствуйте это приятное состояние столько времени, сколько нужно, чтобы все ваши реакции подтянулись до этого образа (лицо улыбалось, мысли стали позитивными, появилась внутренняя лёгкость, уверенность, возможно, спокойствие). Если полностью вобрали в себя энергию и позитив, переходите к следующему пункту.
  3. Сделайте шаг назад и выйдите из этого состояния. Выходите и входите в круг до тех пор, пока не поймете, что это действительно то, что вы хотели иметь. И как только вы это поймете, встаньте в центр Круга и взгляните в свое будущее. Возьмите всю энергию Круга, его цвет и добавьте эти краски в свое будущее. И разрешите им изменить его. После этого посмотрите на прожитые годы, на ваше прошлое. И тоже раскрасьте его в цвета Круга Совершенства. И вы обнаружите, как оно начинает меняться.
  4. Проверьте ваш «круг совершенства», снова сделав шаг вперед и отметив, насколько быстро и полно вы можете вновь войти в ресурсное для вас состояние. Теперь выйдите и еще раз посмотрите на Круг со стороны. Запомните его как можно лучше. Если вам потребуются ресурсы, вы всегда можете вспомнить о нем, войти в него и окрасить любую ситуацию в цвета Совершенства. А это означает, что вы можете взять Совершенство в каждый кусочек своей жизни, каким бы он ни был.
  5. Повторяйте шаги 1-7 до тех пор, пока не сможете легко и быстро входить в необходимое вам состояние.
  6. Вообразите ситуации, в которых вы бы хотели быть в этом состоянии. Например, когда вас ждёт предстоящий экзамен. Представьте, что вы можете использовать ваш «круг совершенства» в каждой такой ситуации, и «перенесите» ваш опыт в будущее.
Теперь в любое время, когда вам нужно вызвать позитивную эмоцию, вы можете войти в «Круг совершенства», и это состояние будет появляться автоматически. Можно сделать разные круги совершенства под разные задачи. В одной ситуации вам нужны уверенность и спокойствие, в другой радостное веселье. В то же время помните и о том, что идя по Жизни, вы всегда находите что-то новое, которое вы всегда сможете добавить в Круг. Ведь это не склад забытых вещей, он меняется вместе с вами, а вы меняетесь вместе с ним! «Стратегия Уолта Диснея»          Мечтатель. Создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту; он креативщик. При этом он может быть довольно сильно оторван от текущей реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь, или какие могут быть проблемы – это задачи Реалиста и Критика соответственно.          Реалист. Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том, что нужно сделать. Он конкретен и практичен, не отвлекается на возможные препятствия – это задача Критика.          Критик. Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально конструктивным по отношению, как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках. Критик преимущественно говорит в форме "что добавить".          Наблюдатель. Нейтральное лицо. Эта позиция служит в первую очередь для разбивки состояний на отдельные части.          Цель: Определите цель или желание, которую вы хотели бы реализовать (поступление в вуз, на конкретную специальность – к, примеру, психолог).
  1. Определите четыре места в пространстве для каждой роли.
Чаще всего используются четыре стула, каждый из которых является пространственным якорем. Но, так же, можно просто передвигаться в пространстве. В принципе, можно вообще обойтись без передвижений, но при этом крайне важно разделить и заякорить каждое состояние.
  1. Войдите в позицию Мечтателя. Создайте максимально восхитительную и привлекательную мечту. Разрешите себе быть максимально творческим.
  2. Войдите в позицию Наблюдателя. Кратко сообщите о том, что придумал Мечтатель.
  3. Войдите в позицию Реалиста. Подумайте и расскажите о том, что нужно сделать для достижения цели, описанной Мечтателем.
  4. Войдите в позицию Наблюдателя. Кратко сообщите о том, что рассказал Реалист.
  5. Войдите в позицию Критика. Подумайте и расскажите о возможных препятствиях и трудностях. Старайтесь говорить преимущественно о том, что нужно добавить.
  6. Войдите в позицию Наблюдателя. Кратко сообщите о том, что рассказал Критик.
  7. Повторение цикла. Войдите опять в позицию Мечтателя, но трансформируйте свою мечту с учётом полученной информации. Продолжайте перемещаться по шагам 2-7 до тех пор, пока проектом реализации мечты не будут удовлетворены все «участники» его разработки.
  8. Интеграция. Поочерёдно войдите в позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, минуя позицию Наблюдателя. Сфокусируйтесь на характерных особенностях каждого состояния. Интегрируйте их в себе.
  9. Подстройка к будущему. Каковы будут ваши первые шаги по реализации задуманного?
Медитация «Мудрец из храма»          Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление и диагностика актуального психического состояния.          Процедура: Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, а лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Он смутно вам что-то напоминает. Кудрявые облака в синеве летнего неба. Отличная погода. Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Впереди узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем и сиюминутными удовольствиями. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи причудливо высвечивают замысловатые узоры, украшающие дверь. Какое-то время вы рассматриваете узор на двери. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи, и вы начинаете слушать себя, свой внутренний мир. Вы начинаете слышать давно забытые звуки из вашего детства. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Он молчит, но вы с ним начинаете общаться взглядом. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча. Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Он каким-то непостижимым образом знает все о вас - ваши мысли, ваши проблемы, ваши желания. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках какой-то предмет. Передает его вам. Вы принимаете предмет, осматриваете, изучаете его. Мудрец позволяет взять предмет с собой. Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами и ответил на волнующие вас вопросы... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов