Пассажиры автобусов настолько хорошо освоили безналичный расчет за проезд, что зачастую пытаются лукавить. Как уверяют перевозчики: при нулевом балансе ссылаются на неисправность системы оплаты. Чтобы искоренить «зайцев», сразу на нескольких маршрутах Тамбова ввели новую схему оплаты.
С помощью закрытых дверей пытаются перераспределить пассажиропоток. Как это работает на практике?
Для чистоты эксперимента, его проводят на городских маршрутах с самым интенсивным пассажиропотоком. Это номера 1, 18, 44, 50 и 55. Важный фактор - все автобусы курсируют через центральную улицу, а значит транзитом охватывают наиболее значимые остановки.
- О том, что на нескольких маршрутах в тестовом режиме вводят оплату проезда при входе через переднюю дверь, пассажиров уведомили заранее. Вот такие объявления. Во всех автобусах. И тем не менее, сегодня в первый день эксперимента, многие все еще пытаются войти там, где им было удобно.
К тому же погода добавила форс-мажора. У пассажиров еще нет сноровки: заранее приготовить карту или кошелек и не толпиться у входа.
«Я вот ехала, и время пути увеличилось за счет вот этого обилечивания, за счет того, что автобус стоит на остановке, пока люди входят, пока отдадут денежки», - Ирина Баева.
«Я езжу в Липецк и там происходит такое уже давно. Они также оплачивают проезд, только у них висит терминал на поручнях и так удобнее, чем входить через одну дверь. Получается, можно зайти в разные двери», - Юлия Максимова.
Впрочем, удержать двери на запоре сегодня смогли не все. И ведь лукавили не пассажиры. Консерватизм проявили кондукторы и водители.
- Я говорю, что у нас выход через переднюю дверь... Я не буду отвечать, я не хочу.
Контроль на линии тут же зафиксировал нарушение тестового режима. С такой тактикой прицел на «зайцев» неизбежно даст сбой.
«При выходе из автобуса, даже если не срабатывает карта, решить вопрос сразу невозможно и пассажир выходит без оплаты. Когда человек при входе оплачивает и что-то не сработало, у него есть время заплатить другим способом, правильно?», - Наталья Кузнецова, главный специалист МБУ «Пассажирские перевозки».
Однако на старте реформу подвел человеческий фактор. Возможно, автоматизированная система оплаты выдержит экзамен с большей точностью, не нарушая алгоритма: хочешь войти в автобус, заплати за проезд.