Сегодня отмечают Общероссийский день библиотек - профессиональный праздник всех сотрудников книгохранилищ, тех, для кого книга не просто источник знаний, но и настоящий, причём, живой друг. Специально для нас в этот день областная библиотека имени Пушкина приоткрыла кулуары, и показала, как здесь себя чувствуют самые почтенные и почётные экземпляры. Как книги получают новую одежду, и в каких условиях живут?
На этих полка книги не пылятся. Отдел редких книг в областной библиотеке имени Пушкина не хуже научной лаборатории. Чтобы экземпляры, возраст которых исчисляется веками, не пострадали, здесь создают идеальные условия: температура около 20-ти градусов, влажность - 50 процентов. Два раза в день помещение вентилируют.
Вот у нас на этом ряду хранятся книги 18-го века. Это вот книга вся в цельнокожном переплете. Она требует особого ухода, протирать ее надо только сухой тряпкой. Ну и протирать, гладить и лелеять
- Наталия Николаева, ведущий библиотекарь отдела редких книг.
А особо ценные книги хранят в отдельном сейфе. Например, у «Графа Вальмонта» 1795-го года, изданного в Тамбове, отдельный безкислотный контейнер.
- Это тоже все сделано для лучшей сохранности, чтобы книги лучше сохранились для следующих поколений.
Иногда в руки библиотекарей попадают экземпляры, состояние которых совсем уж плачевно. Но как и товарища, попавшего в беду, их не бросают, а передают в руки «книжных докторов» - переплетчиков.
Мы как можем из тех материалов, которые у нас есть в библиотеке, делаем. Вот такие оборачиваем специальным материалом, на форзац вот, на редкий фонд - эта книжка как раз из редкого фонда - вот такие красивые форзацы. У нас есть немножко кожи, мы делаем корешки из кожи
- Наталия Малина, переплетчик.
- Этот праздник отмечают 27-го мая потому что именно в этот день в 1795-м году императрицей Екатериной II была основана первая в России государственная общедоступная библиотека - Императорская публичная библиотека. Ныне она называется Российская национальная библиотека.
А библиотека имени Пушкина вновь открыла двери - правда, с некоторыми ограничениями в виду эпидемиологической ситуацией. Но, здесь по-прежнему рады любому читателю, особенно, если он в маске и перчатках.