С этой увядшей фотографии на нас смотрит Владимир Пухлич, уроженец Полтавщины, комсомолец, лейтенант РККА, командир взвода зенитной батареи. Но таким он был до октября 1941-го. Под Вязьмой попал в плен и уже в лагере стал служить немцам.
Он начинает работать на гестапо. Выдаёт военнослужащих, которые имели офицерское звание, выдаёт недовольных и работает под контролем гестаповцев. А поскольку работает под контролем гестаповцев, то он лакомый кусок для вербовки, что и происходит. Происходит это конец 1941 – начало 1942. Он даёт своё решение, он решает работать на немцев. Фашисты клеймили и связывали кровью. Это надо было и пострелять, надо было убить. Пухлич начинает работать и по тем людям, которые были партизанами и по гражданскому населению, которое помогало партизанам, и кропит себя кровью,
- Ирина Георгиевна Теплякова, подполковник, ветеран УФСБ России по Тамбовской области.
А дальше со Смоленщины каратель Пухлич попадает в немецкую разведшколу. И в самый разгар Сталинградской битвы его забрасывают в Тамбовскую область. Он должен был работать в Кирсанове, его задание – железнодорожная станция и контроль за эшелонами, идущими на юг. И, конечно, диверсии.
Как контразведчики вышли на предателя, чем он привлёк их внимание, до сих пор под грифом «Секретно». Но работали спецслужбы весьма оперативно.
Месяц разработки, первый, когда Пухлич был схвачен и были получены достаточно основательные такие данные, о том, что он есть. И кто он есть, что он из себя представляет, и что он действительно агент фашистской разведки, и с каким заданием он прибыл на Тамбовщину. Потом месяц следствие и суд, по законам военного времени,
- Ирина Георгиевна Теплякова, подполковник, ветеран УФСБ России по Тамбовской области.
Таких как Пухлич, принимавших участие в расстрелах и карательных акциях, ждал один приговор – расстрел.
- Тамбовская область для немецкой разведки представляла определённый интерес, только один пороховой завод чего стоит. Поэтому на территории Тамбовской области контрразведчиками было выявлено не один и не два диверсанта. Только радиоигра с немецким разведорганом «Цеппелин», которую вёл Михаил Корочков, позволила чекистам, здесь на территории Тамбовской области, выявить 90 диверсантов немецкой разведки.
Вот такой здесь был фронт без флангов. И это только несколько листов рассекреченных материалов времён Великой Отечественной войны.









