- Интересный сюжет. Казалось бы - все понятно без слов, но, тем не менее, немое кино давно в прошлом. Звук на телевидении стал равноправным партнером изображения. А за то насколько хорошо вы нас слышите, отвечают звукорежиссеры. Они всегда остаются за кадром, но их работу невозможно не заметить. - Ой. Что случилось? - Небольшой сбой. Давай еще дубль.
Признаться, съемка была постановочной. На практике подобных ситуаций специалисты стараются не допускать. Тем не менее, в прямых эфирах случиться может всякое. Отказала петличка - бегом в студию. На устранение неполадок считанные секунды, главное, чтобы зритель не заметил.
«Прямой эфир. Я захожу в эту дверь, проползаю, в это время режиссер переключает план так, чтобы я не попал в камеру, и снизу из-под стола меняю петличку. И опять уползаю, вот такие были случаи курьезные», - сказал Роман Кокорев, звукорежиссер службы информационных программ телевидения ГТРК «Тамбов».
«Ситуации могут быть разные. Могут быть, долетать сюжеты и доделанная информация и в прямом эфире, нужно успеть ее обработать, вовремя ее выдать, новости с колес, что называется. Поэтому, конечно, очень ответственно», - прокомментировала Марина Баженова, звукорежиссер службы информационных программ телевидения ГТРК «Тамбов».
Марина Баженова проработала в ГТРК 17 лет. Специалист с большой буквы. Ее советы на вес золота. Получить их стараются и коллеги звукорежиссеры и журналисты.
- Марин, надо синхрончик глянуть, можно его в эфир давать или нет, или может быть вытянуть. - Сейчас послушаем. Ну, в принципе, поработаем, сделаем, вставим, бери.
Между эфирами звукорежиссеры занимаются записью и обработкой звука к сюжетам. Убирают посторонние шумы, оговорки, паузы в интервью, монтируют программы и выпуски новостей. Звукачи называют все это по большей части рутинной работой. Простор для творчества - создание фильмов и настоящий мастер в этом деле Роман Кокарев. Одна из его последних работ «Солнце поднимается на востоке». Фильм о деятельности разведшкол и подвиге Тамары Дерунец. Каждый шорох, не говоря уже о звуках шагов, выстрелов, взрывов был тщательно подобран звукорежиссером.
«Звук передернутого затвора, его тоже нужно было найти. Почему он насторожился? Ну, ведь не просто так. Если бы я не положил этот звук. Почему он вдруг раз развернулся и стал... А он что-то услышал», - говорит Роман Кокорев, звукорежиссер службы информационных программ телевидения ГТРК «Тамбов».
- А это радийная студия звукозаписи. Отсюда ведущие и их гости ежедневно рассказывают о самом интересном, что происходит в регионе. Вещание идет на двух радиостанциях - Радио России и Маяке. В прошлом году студия была полностью переоборудована, благодаря ВГТРК, здесь появилась самая современная цифровая техника.
Без специальных программ и оборудования сегодня не обойтись, но все же главное - это люди, знания которых основной инструмент при подготовке к эфирам.
- Внимание, начали.
Александр Чесноков, человек, который о профессии звукорежиссера, знает, пожалуй, все. На радио он больше сорока лет. Вспоминает, в те годы все было по-другому. К примеру, записывали на пленку, программы монтировали вручную и обязательно согласовывали в обллите прежде чем выдать в эфир, о прямых включениях не шло и речи.
«Километр пленки он звучал на 38 скорости 44 минуты. Перед этим поступали к оператору монтажа записи репортажные, студийные какие-то и ее резали. Каждый звук, примерно, звучал один сантиметр, то есть мы уже знали, что буковку какую-то вырезать это примерно сантиметр пленки», - говорит Александр Чесноков, звукорежиссер службы радиовещания ГТРК «Тамбов».
До сих пор в архивах хранятся сотни уникальных записей прошлых лет. Часть уже оцифрована. Среди них интервью нашей землячки, народной артистки Марии Мордасовой.
- А я считаю, что песня, действительно, дружила людей. Вот они выйдут, им не о чем говорить, друг друга пересуждать, а они старинные песни поют.
Знания опытные звукорежиссеры передают молодым коллегам. Анна Колмакова, журналист по образованию, в новой для себя профессии делает большие успехи, а в ближайшее время по направлению от ГТРК отправится за новой порцией знаний в Академию медиаиндустрии.
- Мы стараемся отследить, мы перезваниваемся.
Как известно одна из первостепенных задач звукорежиссера научиться слушать и слышать каждую деталь. И музыкальный слух в работе с аудиоматериалом отличный помощник. Музыкант Константин Воронов в этом уже убедился, и доказал, что наличие рояля в холле телерадиокомпании не случайность.