Владимир Козляков: «Литургия св. Иоанна Златоуста», написанная Сергеем Рахманиновым — вершина хорового наследия России»

В музыке рахманиновской «Литургии» есть черты и суровой эпичности, напоминающей иногда Бородина или Мусоргского, и сильной, напряженной драматической экспрессии.

Молитва — обращение человека к Богу — неотъемлемая часть бытия глубоко верующего человека. На самом деле молитва не только помогала православному христианину, но и являлась основой для появления новых творческих произведений. Например, музыкальных. Примеров того — множество в истории. И с одним из них можно соприкоснуться и погрузиться на концерте Тамбовского камерного хора имени Рахманинова. Он пройдет в рамках юбилейного XL Рахманиновского фестиваля. В нашей студии - Владимир Козляков, художественный руководитель хора, заслуженный деятель искусств России, профессор.

«Литургия св. Иоанна Златоуста, соч. 31» Сергея Рахманинова - одно из двух его основных хоровых произведений без сопровождения аккомпанемента (второе - Всенощное бдение). Любя всей душой церковное пение, сравнивая его с народной музыкой и считая их в совокупности первоисточниками русской музыки, Рахманинов с огромным желанием взялся за сочинение Литургии Св. Иоанна Златоуста. В своей Литургии Рахманинов широко использует интонации вокального народного творчества и знаменного распева, продолжая традиции своих предшественников.

До сих пор искусствоведы изучают его. По мнению некоторых, композитор чувствовал себя не вполне уверенно в новой для него области. В качестве образца он пользовался преимущественно «Литургией» Чайковского. Вместе с тем Рахманинов не во всем следовал за Чайковским и тем более не копировал его приемы. Сравнивая партитуры обоих композиторов, можно заметить, что он в ряде случаев сознательно отходил от Чайковского в трактовке литургического текста и искал самостоятельных решений. Некоторые моменты Литургии вызвали наибольшие возражения у Александра Кастальского, автора около 200 духовных сочинений и переложений, «Васнецова в музыке», фольклориста, музыковеда. С ним Рахманинов консультировался при работе над «Литургией» (главным образом по вопросам текста и хоровой фактуры). Однако Сергей Васильевич не согласился с большинством этих возражений и не внес существенных поправок в свою редакцию.

Литургию в исполнении тамбовского камерного хора сопровождают духовные стихи русских поэтов. Их читает радио-журналист Константин Денисов, с которым у камерного хора это уже не первый творческий тандем. Совместно ли работали над программой? Почему для фестивальной программы Владимир Козляков выбрал именно это произведение Рахманинова? В чем разница между верующим и воцерковленным человеком? Об этом и другом — слушайте в нашей утренней программе.

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов