22 апреля - день рождения Ленина, вождя советского пролетариата. Владимир Ильич Ульянов создал первое в мире социалистическое государство и российскую социал-демократическую партию большевиков. Революционер, приверженец теории марксизма, политический деятель, идейный вдохновитель Октябрьской революции. В Советском Союзе он стал объектом культа и преклонения. Ленин был возвеличен, прославлен и идеализирован. Его знали, как гиганта мысли, провидца, гения. Но на сегодняшний день Владимир Ленин вызывает противоречивые чувства. Одни по-прежнему считают его крупнейшим политическим теоретиком, который изменил мировую историю, другие видят в нем автора жестких концепций, способствовавших развалу экономических устоев страны и уничтожению собственного народа. Спросим мнение у эксперта. В нашей студии – Владимир Дьячков, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и российской истории Института гуманитарного и социокультурного образования ТГУ им. Державина.
Среди современных мнений – потерянные при Ленинском строе территории. В Прибалтике возникли независимые государства – Эстония, Латвия и Литва. Как и в случае с Финляндией, по личному указанию Ленина к Эстонии и Латвии отошли несколько районов с преимущественно русским населением (Ивангород, Печоры, Изборск, Пыталово). Получила независимость Польша, закрепившая за собой Западную Белоруссию и Волынь.
Кроме этого, в обществе обсуждают мнение Ленина о семье как пережитке. Троцкий писал Ленину: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила». Ленин отвечал: «И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты. Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят». До революции один развод приходился на 500 браков. В 1922 году – один развод на 11 семей, произошел рост венерических заболеваний.
Опираясь на факты, Владимир Дьячков разрушает многие современные мифы о Ленине. В том числе объясняет, как стоит относиться к Владимиру Ильичу как к врагу церкви. А также рассказывает, как определять истинное признание политического деятеля, опираясь на популярность его имени. По мнению историка Дьячкова, для объективной оценки политической личности нашему обществу не хватает знаний по истории.