«Веселись, ребятки – наступили святки!» II Межрегиональный детский фольклорный фестиваль «Зимние святки» в с. Платоновка Рассказовского района
Второй год - праздник для тех, кто возрождает русские традиции.
«Веселись, ребятки – наступили святки!» II Межрегиональный детский фольклорный фестиваль «Зимние святки» в с. Платоновка Рассказовского района Межрегиональный межведомственный детский фольклорный фестиваль «Зимние святки» собирает творческие коллективы, народных мастеров и этнографов со всей страны в селе Платоновка Рассказовского района.
«Вы занимаетесь именно тем, что не может окружающих оставлять равнодушными. Спасибо вам за это», - сказал Алексей Поздняков, глава Рассказовского района.
На этот раз в числе участников столичный ансамбль с пятилетней историей «Печки-лавочки», коллектив «Ладушки» из Твери, «Тамбовский Курагод» и творческая команда «Пчёлка» Рассказовского района.
«Рассказовский район проводит летний фестиваль, литературно-музыкальный, имени Сергеева-Ценского. И есть зимнее мероприятие. На мой взгляд, это очень гармонично и очень правильно. Что там говорить, зима - это депрессивное время года. И только вот эти святые праздничные дни, они поднимают настроение и позволяют людям радоваться», - говорит Ирина Тен, заместитель председателя областной Думы.
Тем более, что народная мудрость гласит: «Веселись, ребятки - наступили святки». И наши предки делать это умели, знают те, кто хоть немного знаком с народоведением.
- Концерт только что закончился. Впереди колядования, а потом еще вечерки. Но только заиграла гармошка - ноги сразу просятся в пляс. Артистам одного выступления на сцене показалось мало. Продолжили и на улице.
Фестиваль влился в жизнь села. В этом году решили колядовать по-настоящему, выйти к жителям. Впрочем, в исполнении мастеров русской пляски, не просто выйти, а еще и пойти вприсядку.
У святок есть еще одно название - светлые вечера. Это время от Рождества Христова до Крещения, простыми словами «От звезды и до воды». До перехода России в 1918 году с юлианского на григорианский календарь начинались 25 декабря. Сегодня христославы отправляются возвестить радостную весть о рождении бога 7 января.
Правда, не в таком количестве. В Платоновке ходить на святки и распевать стишки-колядки начал фольклорный образцовый коллектив «Пчёлка» Дома культуры Рассказовского района. Но, когда в этом году к ним присоединились другие ансамбли, пришлось перекрыть главную улицу села для автотранспорта, освободив её для колядующих.
Холод - спутник молодости и красоты. Наши пращуры давно поняли это. Потому и возник другой обычай святок - купание девушек в снегу.
Сами «засоленные», но угощениям христославы радовались все-таки сладким.
- Пирожных. И еще у нас там у девочек остальных тоже очень много конфет дали и печений. – Как люди встречали? – Хорошо. Просто удивлены были, что такая толпа.
Рядиться на святки, надевать маски именно в тамбовском крае было не принято. Зато именно в Рассказовском районе существовал другой обычай – «ходить с росказом».
«Росказ – это мальчик, который не просто пел колядки, как все, а он читал молитвы рождественские. И ему за его поздравления платили деньгами, хотя обычно колядующим подавали пышки или кусок сала», - сказала Людмила Евтихиева, фольклорист-этнограф, Тамбов.
А под занавес дня гуляния продолжили на вечёрках. Издавна молодые люди собиралась в избах, где рассказывали друг другу страшные истории, загадывали загадки, пели и плясали. Погулять и развлечься – дело серьезное, утверждают этнографы. По тому, как люди коротают праздничный досуг, можно судить о том, упадок или расцвет, какой цикл проживает народ.
А вот как правильно исполнять русский танец, научил руководитель московского клуба народного танца «Туда-Сюда» Илья Ахрамеев. Отработали и плясовые ходы, и движения ладошек. Легче пойти вприсядку, чем заставить танцевать кисти рук, уверен мастер.
Вместе с шумными вечёрками двухдневный фестиваль вместил и спокойные мастер-классы по работе с берестой, ткачеству поясов, прядению на самопряхе, изготовлению традиционной куклы-закрутки, традиционной вышивке и золОтному шитью, которое существовало в тамбовских монастырях.
«Пришивается только по прикрепу, насквозь не прошивается. Если с этой стороны идет золотая нить, то здесь идет обычный, либо шов берется, либо капрон. И вот таким вот образом, сейчас я вам покажу, это пришивается», - говорит Людмила Семичева, мастер по народной вышивке, с. Сампур, Тамбовская область.
Существует более ста швов в золотном шитье. Людмила Семичева возрождает характерные для тамбовского края рисунки.
- Это взято с головных уборов, которые шились, как правило, в монастырях, так как нитки дорогие были. Обычные крестьянки себе такого не могли позволить. Поэтому какие-то зажиточные покупали уже готовые.
Урок русской пляски и рукопашного боя провел Денис Антипов. Он приехал побузить на фестиваль из Череповца. Руководитель клуба занимается возрождением мужской воинской русской традиции «буза» в правильном понимании этого слова. Что значит уметь и спеть, и сыграть, и дом от врага отстоять.
На Руси пляска имела одно очень важное значение. Она была приготовлением к чему-либо. В воинской среде размяться на перепляс выходили перед боем.
Полина Дмитриева из Москвы несмотря на свой юный возраст сама уже может дать мастер-класс и по русской пляске, и по исполнению народной частушки.
В этом году на Атмановских кулачках плясунья из Москвы гостила у частушечницы бабы Зины Квасовой и теперь откаблучивает тамбовскую Матаню пуще прежнего.
Если вспомнить вердикт этнографов про отдых народа еще раз, то судя по святкам в Платоновке русский – всё еще жив и силен. Возрождать традиции в Рассказовском районе намерены и дальше. В следующем году школа народного искусства, фестиваль «Зимние святки», соберет ансамбли и коллективы снова, уже в третий раз.