Священный Вальс. Победный марш

4-го ноября наша страна отметила День народного единства. Праздник относительно молодой - он был установлен в 2005-м году и посвящён переломному моменту в истории России. А именно окончанию Смутного времени. Это события 400-летней давности, когда народное ополчение по предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. В этом году из-за сложной эпидситуации в стране не было больших массовых торжеств, праздник перешёл в онлайн-режим. Наша коллега Ирина Соцкая подготовила специальный репортаж о бессмертной музыке, которая навсегда объединила людей разных поколений.
- Сейчас это областная библиотека имени Пушкина. Главное книгохранилище региона, в котором собраны уникальные издания, документы и экспонаты. И именно в этой библиотеке в 1942 году работал Илья Шатров, автор известного во всем мире вальса «На сопках Манчжурии». Совершенно недавно были найдены подлинные документы, подтверждающие этот факт.
24 июня, это 41 год, временно зачислить секретарем Тамбовской областной библиотеки товарища Шатрова И.А. по 4 часа из расчета ставки 175 рублей в месяц. То есть он здесь работал на полставки. И далее мы видим, что почерк меняется того человека, который заполнял эту книгу. Можно предположить, что это уже дальше идет почерк самого Шатрова,
- Павел Рыжевский, заместитель директора областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Февраль 1905 года. 214-й резервный Мокшанский полк попал в японское окружение между Мукденом и Ляояном. Сложно представить, под каким натиском оказались наши солдаты. Атаки противника не прекращались, тяжелейшие бои уносили жизни людей, боеприпасы были на исходе. Противостояние длилось уже 10 дней. Казалось, это последний бой мокшанцев. - В одном из боев под Мукденом, когда кончились боеприпасы, командир приказал: «Знамя!» и «Музыканты, вперед!». И повел полк в рукопашный бой. Музыкантами руководил Илья Алексеевич. Солдаты ринулись в штыковую атаку и чудом смогли прорвать окружение японцев. Цена была высока. Командир Петр Побыванцев отдал свою жизнь. От четырехтысячного личного состава полка выжили всего 700 человек, а из оркестра в живых остались только 7 музыкантов из 61. Они были награждены Георгиевскими крестами и почетными серебряными трубами, а Илья Шатров — офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, и это было второе подобное награждение капельмейстеров. - Поздравляю вас, капельмейстер Шатров. Такие сражения не проходят бесследно в душах людей. Весной 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации. Новый командир за какие-то прегрешения отправил Шатрова на гауптвахту, где у капельмейстера родились первые ноты вальса, посвященного погибшим товарищам - «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». К 1911-му ноты несколько раз переиздавались и утвердилось короткое название – «На сопках Маньчжурии». Мелодия стала визитной карточкой нашей страны.
В сталинском архиве есть грампластинки. И Сталин помечал наиболее полюбившиеся ему произведения крестиками. Вот на конкретно пластинке вот такой абсолютно, выпущенной в 44 году, стоит целых 6 крестиков,
- Дарья Волкова, заведующий сектором литературы по искусству Тамбовской областной библиотеки. - Священный вальс Шатрова «На сопках Маньчжурии» так и остался самым любимым и известным произведением композитора. С 1935 по 36 он руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища. После демобилизации Илья Алексеевич так и остался жить и работать в Тамбове. В пятидесятых стал заведовать музыкальной частью Тамбовского суворовского училища. Его здание, кстати, прекрасно сохранилось и до наших дней. Правда, сейчас здесь располагается технический университет. Илья Шатров ушел из жизни 2 мая 1952 года. Тамбов навсегда остался его второй малой родиной. Композитор похоронен на Воздвиженском кладбище, куда и по сей день вдохновленные его талантом и храбростью приносят цветы. Пожалуй, каждому с детства знакома эта мелодия – марш «Прощание славянки». Но далеко не на каждом перроне его можно услышать. В Тамбове же он звучит каждый раз, когда поезд уходит на Москву. Не удивляйтесь. Это гимн Тамбовской области. Почему? Осенью 1911-го года у дверей местного музучилища оказался тогда еще никому неизвестный, но очень амбициозный молодой человек - Василий Агапкин. Вход музыкального училища им. Рахманинова. У входа молодой человек в военной форме, он входит в дверь. Мы видим его разговаривающего с педагогом Кадичевым. Молодой Агапкин демонстрирует ему игру на трубе. Ноги бегут по лестнице. Композитор входит в концертный зал. Он воодушевлён. Мы видим Агапкина в творчестве. Он увлечён. Агапкин под руководством Федора Кадичева, который увидел тогда что-то в молодом музыканте, без отрыва от производства стал заниматься в классе медных инструментов Тамбовского музыкального училища. Марш «Прощание славянки» родился в Тамбове. В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Агапкин часто становился невольным свидетелем того, как женщины и девушки провожали своих мужей и братьев на фронт, и эти трогательные и бесконечно печальные моменты получили выражение в музыке. Агапкин написал свой легендарный марш. Ему было всего 28 лет, а его произведение стало одним из главных музыкальных символов Советского Союза и России. Его знают во всем мире.
Это действительно является шедевром духовой. Его можно смело назвать королем маршей. В нем раскрываются лучшие черты русской души, широта, вот эта простота. Исполняя этот марш, всех музыкантов переполняет чувство гордости и радости от осознания того, что этот марш был написан здесь у нас на родной Тамбовщине,
- Вячеслав Хашин, дирижер Городского духового оркестра им. В.И. Агапкина. После Октябрьской революции Василий Агапкин в 1918 году добровольно вступил в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м красном гусарском полку. В 1920 году вернулся в Тамбов; руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. Летом 1922 года Агапкин и его оркестр дали прощальный концерт в Тамбове, после чего переехали в Москву. 7 ноября 1941 года Агапкин дирижировал сводным оркестром на Красной площади. Марш «Прощание славянки» стал одним из главных символов Великой Отечественной войны - Две мелодии, объединившие миллионы людей воедино. Здесь в Тамбове стоит мемориал, что напоминает о тех, кто отстаивал свободу, нашу свободу. Музыка, что заставляла верить. Верить, чтить, сражаться. «На сопках в Маньчжурии» Шатрова - память павшим, «Прощание славянки» Агапкина – посыл живым. Две композиции, написанные кровью.
Ведущий: Ирина Соцкая

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

Exit mobile version