И это отнюдь не просто рубаха и красный сарафан, как сейчас многие себе представляют народный костюм.
На самом деле всё гораздо сложнее, умнее, красивее и интереснее, уверена этнограф и руководитель клуба «Тамбовская сударыня» Любовь Бабахова, которая занимается возрождением традиционных ремесёл и народного костюма.
Наряд русской женщины являлся её «паспортом». Он мог рассказать о ней практически всё: семейное положение, статус, количество детей и место жительства.
Чтобы родилась одна рубашка, женщина, не покладая рук, трудилась от зари до зари весь год. Существовал «бабий календарь». И каждый день был расписан: когда прясть, когда ткать, когда шить, когда вышивать и украшать, когда белить холсты. И ведь грамоте обучены не были, зато все выкройки, сложнейшие схемы вышивки, специальные технологии изготовления ткани держали в голове и передавали из поколения в поколение. То есть «Грамотой не грамотен, а памятью памятен». Сейчас эти знания и технологии утрачены.
У неё должны были быть костюмы на все случаи жизни. Например, на мне горевой костюм. Так вот, только таких должно было быть несколько разных. Близкий родственник умирал - один надевали, дальний - другой, сосед - еще один. Причем они постоянно менялись: на 3-ий день, 9-й, сороковой, до года, до трёх лет. Вы представляете, сколько она должна была иметь готовых рубах только по печали и кручине? И это был комплекс одежды: рубаха, понёва, на понёву запон разных разновидностей,
- рассказала руководитель клуба «Тамбовская сударыня» Любовь Бабахова.