Самое время. О борьбе с онкологическими заболеваниями

В целом по России выявление рака на ранних стадиях отстает от целевых показателей, а смертность опережает их.

Президент России Владимир Путин в своей ежегодной итоговой пресс-конференции заметил, что уходящий 2020 год стал тяжелым и сложным, но принес стране и большие достижения, которыми она может гордиться. В этом году нас не только настигла пандемия новой коронавирусной инфекции. Но были и хорошие, радостные события. Мы отмечали 75-летие Великой победы, 75 лет атомной промышленности. Отметила и свой 75-летний юбилей российская онкологическая служба, поле деятельности которой включает самую трудную область медицины, требующую комплексного подхода.

Окончательные итоги за 2020-й год онкологи Тамбовской области, как и их российские коллеги в других регионах, подведут, вероятно, к марту-февралю. Но уже сейчас понятно, что беспрецедентные трудности, выпавшие на долю медиков в текущем году, не могли не сказаться на ситуации с заболеваемостью и диагностикой рака. В целом по России, выявление рака на ранних стадиях отстает от целевых показателей, а смертность опережает их.

Пандемия нового коронавируса COVID-19, к сожалению, внесла свои коррективы в работу всех без исключения лечебных учреждений всей страны. Из-за пандемии здоровье онкобольных оказалось под двойным ударом. Появление новой смертельно опасной инфекции заставляет онкологов не только мобилизовать все внутренние резервы, но и искать новые, более эффективные средства лечения пациентов, сообщил нам в беседе главный врач областного онкологического клинического диспансера, председатель ассоциации врачей Тамбовской области Владимир Васильевич Милованов:

С середины 2020 года мы начали делать молекулярно-генетические исследования опухоли, у нас имеется современная аппаратура, обученные специалисты. Уже порядка ста подобных исследований выполнено. Это помогает в определении тактики лечения рака, точном назначении определенных лекарственных препаратов. За этим - будущее онкологии, и мы следуем в духе времени.

Успех лечения онкологических заболеваний исторически ассоциируется с хирургией, позволяющей удалить опухоль и, таким образом, спасти жизнь пациенту. Однако онкопроцесс часто оказывается распространенным – за счет отдаленных метастазов. Это накладывает ограничения на возможности хирургических методик. И хотя они продолжают совершенствоваться, все же самый впечатляющий прогресс последних лет связан с развитием фармакологической и биотехнологий.

Первые поколения противоопухолевых препаратов были преимущественно химического и растительного происхождения. Некоторые из них используются до сих пор, однако в их применении есть ряд сложностей. Такие препараты воздействуют не только на опухоль, но и на другие органы. И, к тому же, хорошо помогая одному пациенту, они совершенно не подходят для другого.

В связи с этим давно стоит вопрос о необходимости создания лекарств, эффективность которых можно было бы предсказать на основании изучения особенностей заболевания каждого больного. Таким требованиям отвечает новое направление в лечении опухолей – использование таргетной (молекулярно-направленной) терапии.

Удалось ли фармацевтам создать чудо-таблетку? Что эффективнее: химиотерапия или современная роботизированная малоинвазивная хирургия – эти и другие вопросы моя коллега журналист Елена Кондрашова задала гостю нашей студии, заведующему химиотерапевтическим отделением Тамбовского областного онкологического клинического диспансера Олегу Вячеславовичу Миронову:

В настоящее время широко развивается иммунотерапия. Данная группа препаратов не влияет напрямую на опухолевые клетки, она влияет только на иммунную систему. Когда иммунная клетка взаимодействует с опухолевой, та передает сигнал, что она здорова, по принципу свой-чужой, и атаковать ее не следует. Таким образом иммунная клетка становится неактивной. Группа иммунных препаратов способна блокировать этот ложный сигнал раковой клетки, иммунная клетка ее распознает и побеждает. Проблема онкологии в том, что реакции иммунитета онкобольных искаженные, иммунные клетки не замечают опухолевые, не атакуют их, а наоборот, зачастую атакуют здоровые клетки. Если бы можно было привести иммунную систему больного в полный порядок, то, в принципе, рак был бы излечим на любой стадии...

Что будет дальше с коронавирусом? Может ли он продолжать распространяться по планете в 2021-м году? Точных ответов не может дать никто, так как на распространение и масштабы влияет множество разных факторов. Но, совершенно точно, тамбовчане предстоящим летом обязательно постараются восполнить недостаток солнечного тепла и витамина Д самым естественным путем. Жаркое летнее солнце сулит нам не только отпускной загар и запоминающийся отдых на море, но и опасность возникновения такого заболевания, как меланома. Каждый час вашего пребывания под интенсивным солнцем сближает вас с этим опасным подарком природы. Именно ультрафиолет является причиной 75-80% всех злокачественных заболеваний кожи. Есть ли способы уберечь себя от коварного онкологического заболевания, когда закончится эта пандемия, и мы, надеюсь, вздохнем с облегчением и, сняв ненужную противоковидную маску, отправимся в отпуск к теплому морю? Елена Кондрашова продолжит разговор на эту тему с гостем нашей программы - заведующим поликлиническим отделением Тамбовского областного онкологического клинического диспансера, хирургом-онкологом Виталием Дмитриевичем Сычевым.

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов