Реплика. Юлия Смирнова – о государственной регистрации уставов муниципальных образования

Учитывая значимость устава муниципального образования, совершенно недопустимо содержание в нем норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.
Для начала хотелось бы напомнить, что устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, - рассказывает Смирнова Юлия Евгеньевна – заместитель начальника отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Тамбовской области. Это своего рода конституция муниципального образования, определяющая перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, регулирующая другие основные вопросы местного уровня. Учитывая значимость устава муниципального образования, совершенно недопустимо содержание в нем норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству. В этом плане наиболее оптимальный способ обеспечения соответствия устава постоянно меняющемуся действующему законодательству является внесение изменений в устав. Важным условием вступления в силу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы является их государственная регистрация, полномочия по осуществлению которой возложены на территориальные органы Минюста России. Управление Минюста России по Тамбовской области осуществляет регистрационную деятельность в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Реализуя функции регистрирующего органа по государственной регистрации уставов муниципальных образований и решений о внесении изменений в уставы, Управление проверяет соответствие указанных муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации, законам Тамбовской области на дату государственной регистрации; проверяет соблюдение установленного порядка их принятия; проводит их антикоррупционную экспертизу. По результатам проведенной проверки готовится заключение о соответствии Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо заключение об отказе в государственной регистрации с указанием причин отказа. Основания для отказа в государственной регистрации четко закреплены действующим законодательством и состоят в противоречии устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушении установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия указанных муниципальных правовых актов; наличии в них коррупциогенных факторов. Важно отметить, что принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав для государственной регистрации после устранения нарушений. Если же по результатам проведенной проверки основания для отказа в государственной регистрации не установлены, на титульном листе каждого из двух экземпляров зарегистрированного устава муниципального образования или на первом листе муниципального правового акта о внесении изменений в устав делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа, форма которого утверждена приказом Минюста России. Один из экземпляров в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации направляется главе муниципального образования. Государственная регистрация осуществляется Управлением Минюста России по Тамбовской области непрерывно, что во многом обусловлено динамичностью законодательства о местном самоуправлении. Так, за 7 месяцев 2020 года Управлением зарегистрировано 110 муниципальных правовых актов. Однако, имели место и случаи отказов в государственной регистрации. Всего Управлением Минюста России по Тамбовской области принято 14 таких решений. Подавляющее большинство решений об отказе в государственной регистрации были приняты в связи с выявленными противоречиями федеральному и региональному законодательству, и лишь незначительное количество в связи с нарушениями установленного порядка принятия поступивших на государственную регистрацию муниципальных правовых актов и наличием в них коррупциогенных факторов. Важно отметить, что процедура государственной регистрации детально урегулирована нормами федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и рядом ведомственных документов Минюста России. Действующим законодательством предусмотрено, кем, в какие сроки устав муниципального образования или муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав представляются на государственную регистрацию, какие документы для этого требуются. На сегодняшний день уставы и муниципальные акты, а также иные документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в территориальные органы Минюста России на бумажных носителях. Но, действующее законодательство не стоит на месте. 18 июня 2020 года Правительством Российской Федерации одобрен разработанный Минюстом России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законопроект разработан в целях совершенствования порядка представления для государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, в том числе с учетом рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 февраля 2019 года № 43-СФ «Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития». Проект федерального закона устанавливает возможность представления в территориальные органы Минюста России для государственной регистрации уставов муниципальных образований и решений о внесении изменений в уставы, а также документов, необходимых для государственной регистрации, в электронном виде в порядке и форматах, определяемых Минюстом России. При этом возможность представления на государственную регистрацию уставов на бумажных носителях сохраняется. Кроме того, законопроектом предполагается, что территориальный орган Минюста России в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации устава, муниципального акта направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе, муниципальном акте в государственный реестр уставов муниципальных образований, в котором указывается дата государственной регистрации и государственный регистрационный номер устава или муниципального акта. Форма такого уведомления и порядок его направления будут утверждены приказом Минюста России. В проекте федерального закона также предусмотрено, что уставы и муниципальные акты, а также сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, размещаются (опубликовываются) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 года № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определен источником доступа к текстам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся соответственно в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов. Новеллы, предлагаемые законопроектом, соответствуют целям государственной политики по цифровизации государственного и муниципального управления и упростят процесс государственной регистрации. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что установленная законодателем обязательность государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы не только выступает необходимым условием вступления их в силу, но и позволяет обеспечить соответствие основного правового документа муниципального образования действующему законодательству.

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов