«Соблюдение прав детей является одной из главнейших задач органов прокуратуры. Прокуратурой области в прошлом году проведена проверка с выездом в ряд территорий области и осуществлялась также в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», - рассказывает старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Андрей Станиславович Карасев.В частности, выявлено, что в Законе области «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» не учтено, что дети до 4 лет не могут помещаться в учреждения социального обслуживания, в том числе в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Согласно Федеральному закону120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дети в этом возрасте помещаются в учреждения органов здравоохранения. Также в Законе дано понятие безнадзорного ребенка, которое не соответствует требованиям федерального законодательства. Помимо этого, Законом предусмотрено доставление несовершеннолетнего для установления личности и иных обстоятельств, что необоснованно расширяет круг полномочий сотрудников полиции. Прокуратурой области указанный региональный закон опротестован. В соответствии с региональным Законом экспертной комиссией при администрации области ведется сводный реестр мест, нахождение в которых детей не допускается. На момент проверки данный реестр содержал 1013 таких территорий или помещений, большую часть которых занимали заброшенные здания, разрушенный мост и другие. При этом собственники зданий и имущества комиссией не устанавливались. Данный реестр ведется с 2012 года и используется в основном в качестве оснований для привлечения к административной ответственности родителей, законных представителей. Однако, возможное привлечение к административной ответственности, в том числе собственника зданий, сооружений и иных мест, в которых находиться детям запрещено, не устраняет условия, способствующие угрозе жизни и здоровью детей и подростков. В ходе проверки прокурорами установлены отступления от требований данного нормативно-правового акта (Кирсановский, Уметский, Октябрьский, Мучкапский и другие районы). Например, в ходе изучения соответствующего постановления администрации района, материалов заседаний экспертной комиссии прокурором Мучкапского района установлено отсутствие заключений (предложений) о включении в Реестр мест, где нахождение детей запрещено, актов обследования мест, ранее включенных в Реестр. Фактически деятельность экспертной комиссии самостоятельно не осуществлялась. Также, Кирсановским межрайонным прокурором установлено, что деятельность экспертных комиссий носила формальный характер. Утвержденный постановлением администрации г. Кирсанова Реестр не актуален и не отвечал требованиям законодательства в части установления мест, где пребывание детей запрещено. Аналогичные нарушения выявлено прокурором Октябрьского района. Таким образом, органами местного самоуправления проверки законности деятельности экспертных комиссий не проводились, меры, направленные на реальную защиту прав детей в данной сфере, не принимались. По результатам проверки прокурорами внесено 33 представления об устранении выявленных нарушений закона, в суд направлены заявления об ограничении доступа, возбуждены дела об административном правонарушении. В своем выступлении А.С.Карасев останавливается на некоторых вопросе работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В области создано 273 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, из которых 1 - областная, 30 - муниципальные и 242- сельских поселений. Как показала проверка Комиссии координацию деятельности органов системы профилактики, в части принятия исчерпывающих мер по защите и восстановлению прав детей, выявлению и устранению причин и условий им способствующих, осуществляли не всегда в полной мере. Так, территориальные комиссии не системно исполняли функциональные обязанности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних, в том числе по вопросам связанным с соблюдением условий воспитания, содержания и обучения подростков, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения закона, выявленные в ходе настоящей проверки. Прокуратурой области внесено предложение в рамках предоставленной компетенции необходимо разработать изменения регионального Закона в части уточнения полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городских и сельских поселений области. Также, в рамках плана работы областной КДНиЗП требуется предусмотреть мероприятия, связанные с мониторингом статистических данных органов и учреждений системы профилактики, анализом поступивших документов в областную Комиссию из комиссий городских округов, муниципальных районов, сельских поселений области с оценкой их деятельности. Прокурорами практически во всех территориях выявлено распространение практики привлечения к административной ответственности родителей (законных представителей) при отсутствии бесспорных доказательств их вины и без выяснения иных обстоятельств, необходимых для вынесения законного решения по делу об административном правонарушении. Например, постановлением КДНиЗП при администрации Рассказовского района гражданин привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения в виде штрафа за то, что в присутствии детей устроил скандал с женой, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Сведения о ненадлежащем содержании, воспитании, обучении, защите прав детей, отсутствовали. Постановлением Комиссии при администрации Тамбовского района гражданка привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за то, что отсутствовала дома в течении 9 дней и оставила 17-летнего сына одного. Обстоятельства не выяснялись, необходимые сведения не собраны. Комиссией Бондарского района к административной ответственности привлечена мать, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. При этом комиссия установила, что дети находились в пожароопасной обстановке. Однако соответствующая проверка не проводилась, оценка данному обстоятельству не дана. Помимо этого, в нарушение административного законодательства в постановлениях о привлечении к административной ответственности в виде штрафа комиссиями не указывалась информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Отмечается низкий процент взыскания с граждан сумм административных штрафов. Незаконные постановления Комиссий прокурорами были опротестованы, в адрес глав муниципальных образований внесены представления, в адрес заместителя главы администрации Тамбовской области направлено информационное письмо. Хотелось бы остановиться на анализе состояния законности в сфере привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. Установлено, что органами местного самоуправления, образования, Комиссиями не всегда обеспечивалось надлежащее исполнение законодательства по профилактике преступности среди несовершеннолетних. Так, за 2018 год на территории области произошло увеличение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними со 176 до 268 (+52%). Практически 70%, лиц, совершивших преступления, являлись обучающимися образовательных организаций, что говорит о ненадлежащей превентивной работе. Индивидуальная профилактическая работа по профилактике безнадзорности несовершеннолетних правонарушителей, выявлению обстоятельств, способствующих совершению ими преступлений, органами и учреждениями системы профилактики, образования не в полной мере соответствовала требованиям Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В 2019 году ситуация практически не изменилась. Имеет место увеличение количества участников противоправных деяний со 168 до 201, обучающихся со 110 до 144. В структуре преступности несовершеннолетних произошло увеличение количества краж чужого имущества, грабежей, преступлений, совершенных в общественном месте, причинений тяжкого вреда здоровью, совершенных подростками, ранее имевшими преступный опыт. Установлено, что в данной работе должностными лицами органов системы профилактики, образования, КДНиЗП допускается формализм в работе с состоящими на учете несовершеннолетними. Весь комплекс мероприятий, направленный на их исправление не используется. К примеру, на профилактический учет органов внутренних дел поставлен несовершеннолетний за совершение административного правонарушения. В виду формальности проводимой с подростком профилактической работы он в период нахождения на учете неоднократно привлекался к административной ответственности, а затем совершил преступление, квалифицированное, как открытое хищение чужого имущества. Кроме этого, к административной ответственности был привлечен несовершеннолетний, однако на профилактический учет в органы внутренних дел не поставлен, профилактическая работа Комиссией с ним не проводилась, в связи с чем им было совершено тяжкое преступление. Также, двое несовершеннолетних, совершившие преступления, спустя год вновь совершили преступления, превентивная работа не организована. Помимо этого, сотрудниками органов внутренних дел не в полной мере соблюдалось административное законодательства при привлечении лиц к административной ответственности. Итоги рассмотрения протоколов об административных правонарушениях не анализировались, информация о результатах такой работы не систематизировалась и не обобщалась. Комиссиями по делам несовершеннолетних было прекращено производство по ряду протоколов, составленных сотрудниками полиции, в связи с отсутствием состава правонарушения, что свидетельствует о незаконном составлении протоколов по делу об административном правонарушении. Завершая выступление необходимо сделать вывод, что с учетом изложенного, должностным лицам органов и учреждений системы профилактики, а конкретно образования, Комиссий следует принять экстренные меры, надлежащим образом, эффективно выполнять предусмотренные законодательством должностные обязанности по предупреждению правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними и не допускать нарушений прав и законных интересов детей. Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и соответственно требует к себе особый подход, а нарушение его прав недопустимо ни с чьей стороны.
Реплика. Андрей Карасев — о надзоре за исполнением законов о несовершеннолетних
Уважаемые радиослушатели. Сегодня с Вами старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Андрей Станиславович Карасев.
![](https://px201.medhills.ru/s.gif?mh_id=32280fd9dfbeb2385c1704aa5e6fb5fc&mh_news=Реплика.%20Андрей%20Карасев%20%20—%20о%20надзоре%20за%20исполнением%20законов%20о%20несовершеннолетних&mh_tags=права%20человека&mh_page=https://vestitambov.ru/program/replika-andrej-karasev-o-nadzore-za-ispolneniem-zakonov-o-nesovershennoletnih/)