Путешествие в эпоху модерна

«Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.»

Это строки из стихотворения Анны Ахматовой – поэт Серебряного века, часть которого пришлась на эпоху модерн. Это был короткий, но очень яркий период в истории, который оставил след в литературе, архитектуре и искусстве. Яркое тому подтверждение – усадьба Асеевых, и сегодня здесь нам предлагают совершить путешествие во времени.

Белоснежный дворец, возведённый по проекту Льва Кекушева, оживает в дни фестиваля «Модерн». Гости в нарядах той эпохи создают иллюзию действующей усадьбы, где ранним утром на балконе сервируют завтрак, а к полудню в парке кипит светская жизнь.

Мне очень нравится стилистика этой эпохи, прям вот я так прониклась этим, мне приятно ходить эти часы в таком костюме. В кругу этих людей, которые также пришли, как и в стилизованном костюме,

- семья Гараевых.

Я очень хотела сюда попасть, мне очень интересен сам фестиваль и быть его участницей необыкновенное ощущение. Мне хотелось попасть в стилистику, соответствовать общему настроению, ну и моде, конечно,

- Екатерина Шинкина.

- Платье гимназистки, и вполне возможно, что оно было сшито на машинке Zinger. Такая в середине XIX века была в приданом у каждой обеспеченной девушки, а сто лет спустя о Zinger мечтала пожалуй каждая модница Советского Союза, которая обладала навыками шитья. Дело в том, что на такой машинке можно шить не только лёгкие платья в том же стиле модерн, но и грубые ткани, такие как драп и натуральная кожа.

А вы знаете, у меня дома точно такая же машинка. Купила по счастливой случайности и она до сих пор работает. Этот наряд я шила не на ней, но вполне возможно шить костюмы эпохи модерна на подлинном аппарате того времени,

- Элеонора Царёва.

Элеонора Царёва счастливая обладательница многих раритетов. Здесь практически весь дамский арсенал вековой давности: флаконы духов, подборка модных журналов, перчатки, веера, часть которых выполнена из натуральных перьев. Есть и вышедшие из обихода предметы.

- Кожаная перчатка когда покупалась, она покупалась новая, и по руке она не садилась, вот ее нужно было распялить. Так вот, продевалась распялочка в каждый пальчик, дама так неспешно перед выходом или служанка это делала, натягивала, расширяла каждый пальчик и после этого перчаточка элегантно садилась по руке.

Такие женские секреты сопровождали весь мастер-класс по созданию причёсок в стиле модерн. Пока одни наблюдали за созданием шедевра, другие листали страницы истории.

- Он был соавтором журнала «Мир искусства» и именно художники вдохновили его на первые сезоны в Париже.

Речь о Сергее Дягилеве и его знаменитых «Русских сезонах». Лекторий актрисы Ольги Сирото открыл образовательную программу, которую продолжили путешественница Нина Бакланова, московский экскурсовод Екатерина Слепова и руководитель воронежского клуба салонных танцев Алексей Нелюбов. Рассказывали и показывали, что сформировало культуру модерн.

Механический патефон был в ходу в начале XX века. И хотя его звучание уступает по качеству граммофону, габариты младшего собрата заставляли будущих владельцев идти на компромисс.

Мы научились ремонтировать их, то есть из трёх можно всегда собрать один. Этот где-то 48-52 год. В Советском Союзе было их массовое распространение. 9 заводов выпускали патефоны,

- Григорий Попов, краевед-любитель.

Крокет - непременный атрибут эпохи модерн. В конце XIX века в него играло всё светское общество. А вот такие площадки были практически во всех дворянских усадьбах. Вообще, игра считается спортом королей. Во время партии можно держать себя с достоинством, выглядеть на все сто и при этом не терять азарта, а он здесь есть, несмотря на внешнее спокойствие игры.

В Российской империи крокет вошел в моду в середине 19-го столетия, став любимым развлечением царской семьи. Но и после революции отголоски буржуазной жизни не канули в лету. Известно, что в крокет играл даже вождь мирового пролетариата. Скинув аристократический налёт, в довоенные годы крокет стал полноправной «дворовой» игрой. Но постепенно утратил и этот статус. Фестиваль модерна – редкая возможность повернуть историю вспять.

Вы знаете, очень понравилось. Я даже не ожидала, что у меня получится с первого раза, решила себя попробовать, вот просто, никогда не играла - очень понравилось. Она и азартная и спокойная, очень интересная игра,

- Татьяна Парфёнова.

- Говорят, что крокет придумали ещё французские пастухи. Так они развлекались, забивая деревянными посохами шары, а сегодня для игры используют вот такие молоты. Данила, что мне с ним нужно делать? - Задача пройти все воротики, заколоться о колышек, с которого вы начали, самое главное – чёткость удара и меткость. - Пробуем.

Определённой ловкости требует и вот такая версия тенниса. Называется тетербол. Тут два варианта: игрок либо забивает мяч, либо становится мишенью.

Каждая команда должна закручивать в свою сторону. Та команда, которая закручивает мяч, та и выигрывает,

- Корней Балдин.

Ну а те, кто искал острых ощущений, сполна получили их на мастер-классе по фехтованию. Тамбовский клуб «Вызов» бросил перчатку коллегам из Мичуринска.

Модерн прекрасен! Мы решили показать свой номер, хотя мы занимаемся спортивным фехтованием, это немножко другое – здесь должна быть ловкость и точность, а вот в модерне, как раз, арт-фехтование, которое предполагает, что нужно наносить удар как можно шире и не повредить своего соперника,

- Елена Гриднева, тренер-преподаватель секции спортивного фехтования (г. Мичуринск).

- Выставляем оружие и пошли на меня: раз, два, три.

В руках у фехтовальщиков учебное холодное оружие. Функции которого остались прежними: шпага колет и рубит, а рапира только колет,

- Евгений Тузиков (г. Пенза).

- Звон шпаги, вибрация, клинок перед глазами противника мелькает, азарт сразу оживает. - Ваша спутница, я смотрю, тоже осваивает. Что фехтовать будете? - Тогда семейная ссора будет, кто моет посуду.

А вот кому из супругов участвовать в ретро-велопробеге – решили единогласно. Евгений конструирует двухколёсный транспорт, так что для него это прекрасная возможность выгулять железного коня.

Ехал поездом с пересадкой, поэтому пришлось всё это разбирать, сдавать в багаж, перетаскивать с поезда на поезд, с одного конца поезда в другой, собирать на вокзале его заново, чтобы вот здесь оказаться одним из участников этого велозаезда,

- Евгений Тузиков, участник ретро-велопробега (Пенза).

В променад элегантных велосипедистов провожала Тамбовская казначейша. Стартовав, они запустили колесо времени. Костюмы подобрали так, чтобы соответствовать эпохе модерна и в то же время без помех крутить педали.

Шляпа тиролька, больше, наверное, напоминает Робин Гуда. Ну и, строго говоря, образ строился под неё. Я представила себе, что я этакая суфражистка, то есть первая феминистка конца XVIII века, как раз когда только начинался модерн, ну и строго говоря, под это всё и подобралось.

О нарядах позаботились и дамы с собачками. Пока участники ретро-велопробега из центра города неспешно приближались к Асеевской усадьбе, здесь, перед парадным входом, дефилировали леди и их четвероногие питомцы.

- Красивые, и хозяйка! Боже мой, какой чудесный образ. Давайте подарим аплодисменты.

Правила светского этикета для этих миниатюрных собачек, видимо, не пустой звук. На конкурентов смотрели с достоинством, демонстрируя исключительно хорошие манеры.

Мы посещаем выставки, он очень любит посещать выставки, позировать любит фотографам, ну и, может быть, невесту здесь себе найдёт. Я думаю, что он очень красивый, для нас очень красивый,

- Татьяна Аксенова.

Тем временем, на улицах города восхищённые взгляды ловили участники ретро-велопробега. Не стремясь к скоростным рекордам, по ходу маршрута они сходили с дистанции, чтобы сделать музыкальную паузу.

История велосипеда насчитывает уже больше двух столетий и за это время конструкцию меняли несколько раз. Известно, что первая «машина для пробежек» педалей не имела, а прародитель современного велосипеда назывался «Скиталец». Странствие по дорогам он начал в 1884 году. Среди участников ретровелопробега тоже есть обладатели антикварных моделей.

- Под ваши аплодисменты вот и добрались наши участники твидового ретро-пробега. Они у нас объездили весь Тамбов, давайте встретим их аплодисментами.

У меня единственной велосипед 1922 года, рижского автозавода, номерной, вот покажите, всё тут,

- Зоя Ларионова.

- Откуда у Вас этот агрегат?

- Моей бабушки! Реальный, я живу в частном доме, у меня всё сохранилось: велосипед, все аксессуары - всё натуральное, с чердаков и из сундуков.

Твидовый велопробег стал предшественником фестиваля «Модерн». Подобные ретро-заезды проходят во многих городах России и только в Тамбове его стиль определяет архитектура финишной точки. Многие туристы приезжают, чтобы увидеть эту роскошную усадьбу Асеевых.

Я хочу, чтобы участвовало больше и больше людей. Мне хочется, чтобы все были в костюмах, ну хотя бы кепки, хотя бы шляпки – это очень важно. С каждым годом всё больше и больше наших последователей,

- Олег Карнаухов, экскурсовод, краевед, организатор ретро-велопробега.

- Ну и, конечно, сегодня нас сопровождал музыкальный автомобиль, с колонками – так торжественно. Сопровождала государственная инспекция безопасности дорожного движения – это тоже серьёзно. Поэтому мы, конечно, всем благодарны: всем организаторам, всем участникам за костюмы, за железных коней. Это было чудесно!

С железных коней наездники спешились под аккомпанемент духового оркестра, и с этого момента старинный парк погрузился в звуки музыки, стирая грань между временем и стилистикой культурных эпох.

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

Exit mobile version