«Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.»
Это строки из стихотворения Анны Ахматовой – поэт Серебряного века, часть которого пришлась на эпоху модерн. Это был короткий, но очень яркий период в истории, который оставил след в литературе, архитектуре и искусстве. Яркое тому подтверждение – усадьба Асеевых, и сегодня здесь нам предлагают совершить путешествие во времени.
Белоснежный дворец, возведённый по проекту Льва Кекушева, оживает в дни фестиваля «Модерн». Гости в нарядах той эпохи создают иллюзию действующей усадьбы, где ранним утром на балконе сервируют завтрак, а к полудню в парке кипит светская жизнь.
Мне очень нравится стилистика этой эпохи, прям вот я так прониклась этим, мне приятно ходить эти часы в таком костюме. В кругу этих людей, которые также пришли, как и в стилизованном костюме,
- семья Гараевых.
Я очень хотела сюда попасть, мне очень интересен сам фестиваль и быть его участницей необыкновенное ощущение. Мне хотелось попасть в стилистику, соответствовать общему настроению, ну и моде, конечно,
- Екатерина Шинкина.
- Платье гимназистки, и вполне возможно, что оно было сшито на машинке Zinger. Такая в середине XIX века была в приданом у каждой обеспеченной девушки, а сто лет спустя о Zinger мечтала пожалуй каждая модница Советского Союза, которая обладала навыками шитья. Дело в том, что на такой машинке можно шить не только лёгкие платья в том же стиле модерн, но и грубые ткани, такие как драп и натуральная кожа.
А вы знаете, у меня дома точно такая же машинка. Купила по счастливой случайности и она до сих пор работает. Этот наряд я шила не на ней, но вполне возможно шить костюмы эпохи модерна на подлинном аппарате того времени,
- Элеонора Царёва.
Элеонора Царёва счастливая обладательница многих раритетов. Здесь практически весь дамский арсенал вековой давности: флаконы духов, подборка модных журналов, перчатки, веера, часть которых выполнена из натуральных перьев. Есть и вышедшие из обихода предметы.
- Кожаная перчатка когда покупалась, она покупалась новая, и по руке она не садилась, вот ее нужно было распялить. Так вот, продевалась распялочка в каждый пальчик, дама так неспешно перед выходом или служанка это делала, натягивала, расширяла каждый пальчик и после этого перчаточка элегантно садилась по руке.
Такие женские секреты сопровождали весь мастер-класс по созданию причёсок в стиле модерн. Пока одни наблюдали за созданием шедевра, другие листали страницы истории.
- Он был соавтором журнала «Мир искусства» и именно художники вдохновили его на первые сезоны в Париже.
Речь о Сергее Дягилеве и его знаменитых «Русских сезонах». Лекторий актрисы Ольги Сирото открыл образовательную программу, которую продолжили путешественница Нина Бакланова, московский экскурсовод Екатерина Слепова и руководитель воронежского клуба салонных танцев Алексей Нелюбов. Рассказывали и показывали, что сформировало культуру модерн.
Механический патефон был в ходу в начале XX века. И хотя его звучание уступает по качеству граммофону, габариты младшего собрата заставляли будущих владельцев идти на компромисс.
Мы научились ремонтировать их, то есть из трёх можно всегда собрать один. Этот где-то 48-52 год. В Советском Союзе было их массовое распространение. 9 заводов выпускали патефоны,
- Григорий Попов, краевед-любитель.
Крокет - непременный атрибут эпохи модерн. В конце XIX века в него играло всё светское общество. А вот такие площадки были практически во всех дворянских усадьбах. Вообще, игра считается спортом королей. Во время партии можно держать себя с достоинством, выглядеть на все сто и при этом не терять азарта, а он здесь есть, несмотря на внешнее спокойствие игры.
В Российской империи крокет вошел в моду в середине 19-го столетия, став любимым развлечением царской семьи. Но и после революции отголоски буржуазной жизни не канули в лету. Известно, что в крокет играл даже вождь мирового пролетариата. Скинув аристократический налёт, в довоенные годы крокет стал полноправной «дворовой» игрой. Но постепенно утратил и этот статус. Фестиваль модерна – редкая возможность повернуть историю вспять.
Вы знаете, очень понравилось. Я даже не ожидала, что у меня получится с первого раза, решила себя попробовать, вот просто, никогда не играла - очень понравилось. Она и азартная и спокойная, очень интересная игра,
- Татьяна Парфёнова.
- Говорят, что крокет придумали ещё французские пастухи. Так они развлекались, забивая деревянными посохами шары, а сегодня для игры используют вот такие молоты. Данила, что мне с ним нужно делать? - Задача пройти все воротики, заколоться о колышек, с которого вы начали, самое главное – чёткость удара и меткость. - Пробуем.
Определённой ловкости требует и вот такая версия тенниса. Называется тетербол. Тут два варианта: игрок либо забивает мяч, либо становится мишенью.
Каждая команда должна закручивать в свою сторону. Та команда, которая закручивает мяч, та и выигрывает,
- Корней Балдин.
Ну а те, кто искал острых ощущений, сполна получили их на мастер-классе по фехтованию. Тамбовский клуб «Вызов» бросил перчатку коллегам из Мичуринска.
Модерн прекрасен! Мы решили показать свой номер, хотя мы занимаемся спортивным фехтованием, это немножко другое – здесь должна быть ловкость и точность, а вот в модерне, как раз, арт-фехтование, которое предполагает, что нужно наносить удар как можно шире и не повредить своего соперника,
- Елена Гриднева, тренер-преподаватель секции спортивного фехтования (г. Мичуринск).
- Выставляем оружие и пошли на меня: раз, два, три.
В руках у фехтовальщиков учебное холодное оружие. Функции которого остались прежними: шпага колет и рубит, а рапира только колет,
- Евгений Тузиков (г. Пенза).
- Звон шпаги, вибрация, клинок перед глазами противника мелькает, азарт сразу оживает. - Ваша спутница, я смотрю, тоже осваивает. Что фехтовать будете? - Тогда семейная ссора будет, кто моет посуду.
А вот кому из супругов участвовать в ретро-велопробеге – решили единогласно. Евгений конструирует двухколёсный транспорт, так что для него это прекрасная возможность выгулять железного коня.
Ехал поездом с пересадкой, поэтому пришлось всё это разбирать, сдавать в багаж, перетаскивать с поезда на поезд, с одного конца поезда в другой, собирать на вокзале его заново, чтобы вот здесь оказаться одним из участников этого велозаезда,
- Евгений Тузиков, участник ретро-велопробега (Пенза).
В променад элегантных велосипедистов провожала Тамбовская казначейша. Стартовав, они запустили колесо времени. Костюмы подобрали так, чтобы соответствовать эпохе модерна и в то же время без помех крутить педали.
Шляпа тиролька, больше, наверное, напоминает Робин Гуда. Ну и, строго говоря, образ строился под неё. Я представила себе, что я этакая суфражистка, то есть первая феминистка конца XVIII века, как раз когда только начинался модерн, ну и строго говоря, под это всё и подобралось.
О нарядах позаботились и дамы с собачками. Пока участники ретро-велопробега из центра города неспешно приближались к Асеевской усадьбе, здесь, перед парадным входом, дефилировали леди и их четвероногие питомцы.
- Красивые, и хозяйка! Боже мой, какой чудесный образ. Давайте подарим аплодисменты.
Правила светского этикета для этих миниатюрных собачек, видимо, не пустой звук. На конкурентов смотрели с достоинством, демонстрируя исключительно хорошие манеры.
Мы посещаем выставки, он очень любит посещать выставки, позировать любит фотографам, ну и, может быть, невесту здесь себе найдёт. Я думаю, что он очень красивый, для нас очень красивый,
- Татьяна Аксенова.
Тем временем, на улицах города восхищённые взгляды ловили участники ретро-велопробега. Не стремясь к скоростным рекордам, по ходу маршрута они сходили с дистанции, чтобы сделать музыкальную паузу.
История велосипеда насчитывает уже больше двух столетий и за это время конструкцию меняли несколько раз. Известно, что первая «машина для пробежек» педалей не имела, а прародитель современного велосипеда назывался «Скиталец». Странствие по дорогам он начал в 1884 году. Среди участников ретровелопробега тоже есть обладатели антикварных моделей.
- Под ваши аплодисменты вот и добрались наши участники твидового ретро-пробега. Они у нас объездили весь Тамбов, давайте встретим их аплодисментами.
У меня единственной велосипед 1922 года, рижского автозавода, номерной, вот покажите, всё тут,
- Зоя Ларионова.
- Откуда у Вас этот агрегат?
- Моей бабушки! Реальный, я живу в частном доме, у меня всё сохранилось: велосипед, все аксессуары - всё натуральное, с чердаков и из сундуков.
Твидовый велопробег стал предшественником фестиваля «Модерн». Подобные ретро-заезды проходят во многих городах России и только в Тамбове его стиль определяет архитектура финишной точки. Многие туристы приезжают, чтобы увидеть эту роскошную усадьбу Асеевых.
Я хочу, чтобы участвовало больше и больше людей. Мне хочется, чтобы все были в костюмах, ну хотя бы кепки, хотя бы шляпки – это очень важно. С каждым годом всё больше и больше наших последователей,
- Олег Карнаухов, экскурсовод, краевед, организатор ретро-велопробега.
- Ну и, конечно, сегодня нас сопровождал музыкальный автомобиль, с колонками – так торжественно. Сопровождала государственная инспекция безопасности дорожного движения – это тоже серьёзно. Поэтому мы, конечно, всем благодарны: всем организаторам, всем участникам за костюмы, за железных коней. Это было чудесно!
С железных коней наездники спешились под аккомпанемент духового оркестра, и с этого момента старинный парк погрузился в звуки музыки, стирая грань между временем и стилистикой культурных эпох.