Первый случай заболевания COVID-19 в Тамбовской области выявили 19-го марта 2020-го.
С этого года болезнь здорово помолодела. Раньше 65+ контингент пациентов был. Сейчас поступают и молодые, даже 20-летние. И болезнь протекает агрессивнее,
- Андрей Агарков, врач анестезиолог-реаниматолог ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
Первый случай заболевания COVID-19 в Тамбовской области выявили 19-го марта 2020-го. Коронавирус показал «красный свет» массовым мероприятиям, «закрыл» культурные и спортивные объекты, торговые центры, но вместе с тем в разных уголках области стали открывать Центры для борьбы с инфекцией. На некоторое время они брали тайм-аут. Сейчас, как говорят врачи, самое сложное время с начала пандемии.
- Ковид-центр, который открыли на базе Тамбовской областной клинической больницы, функционирует непрерывно с апреля прошлого года. Он рассчитан на 102 койки для круглосуточного пребывания пациентов с наиболее тяжелыми осложнениями. И сейчас он почти полностью занят пациентами.
Это реанимационное отделение. Сейчас здесь лежат более 20-ти человек. И почти все - на «кислороде». 68-летнему Николаю Анатольевичу повезло чуть больше остальных. В палате он провел уже 2 недели, и сейчас медленно, но верно идет на поправку. А попал сюда с 70-процентным поражением легких.
Я объясняю, почему прививку не сделал. Я жил на изоляции в деревне, подальше от города, но не спасло ничего. Гадость такая, что не дай Бог никому,
- Николай Новиков, пациент ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
У многих других пациентов прогнозы куда печальней. Здесь больные с сопутствующими патологиями сердечно-сосудистой системы, тяжелыми заболеваниями почек, эндокринными патологиями. На фоне кислородного голодания у многих развиваются не самые приятные состояния, вплоть до галлюцинаций.
Когда пациент спрашивает: «Умру ли я?», всегда говорим: «Нет, что вы, что вы!». - Даже, когда понимаете, что люди, скорее всего, умрут? - Да, даже когда все идет откровенно плохо, всегда пациентов подбадриваем. Да и за каждого пациента мы боремся до последнего,
- Андрей Агарков, врач анестезиолог-реаниматолог ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
Но эмоциональная поддержка нужна не только больным. В работе с COVID-19 в регионе задействовано почти 4 тысячи медработников. И большинство из них ежедневно несет многочасовые смены.
Работать терпимо, как в любом отделении. Работа та же самая. Единственное - костюм. К нему тоже вырабатывается привычка. Специфическая, конечно, эта одежда. Пациенты попадаются разные. К каждому нужен индивидуальный подход,
- Марина Саватеева, медсестра ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
По 12 часов без еды, воды и общения с близкими. Средства связи приходится оставлять в безопасной зоне. И не до общения в эти часы, говорят медики. Вообще, ни до чего.
По большей части отсюда не получается выйти, приходится все время здесь находиться, потому что сейчас пациентов максимальное количество с начала пандемии. - А как же обед? - Как придется,
- Андрей Агарков, врач анестезиолог-реаниматолог ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
Сам Андрей не болел - вовремя вакцинировался. По-другому он и не мог: дома - жена и маленькая дочь. А познакомились с будущей супругой на работе - в отделении реанимации новорожденных недоношенных детей. Ковид заставил Андрея переквалифицироваться и работать с другими пациентами.
Я просто вижу, когда он приходит домой, у него горят глаза, он мне рассказывает, что он сделал что-то, что он не делает, например, в детском отделении. И он говорит: «У меня получается». Пациенты ждут, когда он придет на смену. Я вижу, что человек доволен, значит, он не зря туда пошел. Главное: я смогла его поддержать, наверное,
- Ольга Агаркова, жена Андрея Агаркова.
Сейчас все силы приходится бросать на спасение людей, в том числе, и умирающих.
- Очень внимательная команда профессионалов. Все четко, отлажено. Очень заботливые. Всем спасибо большое!
Уже, наверное, нет смысла говорить о том, каково специалистам носить на себе защитное обмундирование. Нашей съемочной группе хватило чуть менее часа, чтобы прочувствовать всё на себе.
- По своим ощущениям - в костюме очень жарко, очки уже запотели. В целом, находиться здесь тяжело. Поэтому медиков можно понять, насколько им здесь трудно.
И это не считая груза ответственности. Однако, несмотря на все усилия медиков, люди продолжают умирать. Наиболее агрессивный по сравнению с «уханьским» и даже «британским» вариантами индийский дельта-штамм добрался и до Тамбовской области. И принес с собой такое новшество, как повышенная заразность за счет мутации.
- Подцепить опасный недуг по-прежнему можно где угодно. От этого не застрахован никто. Вирус оставляет следы повсюду: на дверных ручках, в транспорте, на полках магазинов, на наших гаджетах. При кашле или чихании других людей он легко может попасть и в ваш организм.
Попадая на слизистые оболочки дыхательных путей или в желудочно-кишечный тракт, микробы сферической формы с редкими шипами, напоминающую корону, проникают внутрь клетки. На первом этапе вирус подобен «волку в овечьей шкуре» и остается невидим для иммунной системы.
Далее в первичном инфекционном очаге формируются новые вирусы. То есть идет размножение. И происходит дальнейшая диссеминация, то есть распространение вируса по организму. Происходит поражение множества органов: это и сосуды, и головной мозг, почки, надпочечники, сердце, кишечник в том числе,
- Роман Балыкин, заведующий отделением медицинской профилактики поликлиники для взрослых № 4 города Тамбова.
И, конечно, страдают легкие. Каждая зараженная клетка может выпустить миллионы копий вируса, прежде чем окончательно разрушится и умрет. Помочь организму в сопротивлении этому коварному врагу может вакцинация. Антитела, которые образуются, прикрепляются к вирусу, вызывают его повреждение и впоследствии - гибель. Они не дают злоумышленнику вскрыть клетки и начать там хозяйничать.
Вакцинация, в любом случае, вне зависимости от штаммов вируса, эффективна. Почему? Потому что посредством вакцины мы иммунную систему человека с вирусом знакомим. Организм приспосабливается к этому вирусу, то есть он будет способен на него ответить адекватно, как оно было бы необходимо. В этом и заключается суть вакцинации - создать активный иммунитет,
- Роман Балыкин, заведующий отделением медицинской профилактики поликлиники для взрослых № 4 города Тамбова.
Какой-то процент привитых людей, по словам врачей, может заразиться, но болезнь будет протекать легче. А риски умереть и вовсе сводятся к минимуму. Тем, кто нарушает элементарные правила безопасности, коронавирус не делает предупреждения, а сразу показывает «красную карточку» и удаляет, как минимум, на две недели из нормальной, привычной жизни.
Количество привитых - просто единичное. Их можно по пальцам пересчитать,
- Андрей Агарков, врач анестезиолог-реаниматолог ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
«С кем угодно, только не со мной». Так думает большинство людей до тех пор, пока вирус не уложит их, друзей или родственников на больничную койку. Профилактика в данной ситуации, как говорят медики - не просто лучшая тактика, а путь к формированию коллективного иммунитета и к ослаблению заразы. При этом, никто не отменял ношение защитных масок и соблюдение дистанции.
Бояться этого ничего не надо, надо прививаться. Если население не думает о себе, пусть подумает об окружающих. Потому что есть люди, которые еще не привились, но хотят привиться и не хотят болеть,
- Михаил Харитонов, заведующий отделением реанимации ковид-центра Тамбовской областной больницы имени Бабенко.
По данным оперштаба, за полтора года лицом к лицом с коронавирусом уже встретились почти 50 тысяч жителей Тамбовской области. Более тысячи стали его жертвой. По данным сайта «Стоп коронавирус. рф» в нашем регионе полностью привито более 360 тысяч людей.
Сомнения по поводу вакцинации пока продолжают кормить чужую армию. Коронавирус разрисовал нашу жизнь другими красками, и не совсем радужными. В ответ на это художники тоже взялись за кисти. В областной картинной галерее посетителям еще доступна выставка «Чрезвычайное положение». Это первая в России попытка художественного осмысления феномена пандемии и ее последствий через произведения современных авторов.
Быть может, такое искусство подтолкнет людей к мысли о вакцинации и о соблюдении антиковидных мер. Ведь всем нам хочется наслаждаться прекрасным и жить, как и прежде, а не платить здоровьем за экскурсию по больнице.