Главная»Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 27 мая 2020 года
Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 27 мая 2020 года
Автор ГТРК «ТАМБОВ»На чтение 9 мин.Просмотров874Опубликовано
Сегодня очередной урок Алгебры дают педагоги кафедры профильной довузовской подготовки ТГУ имени ГР Державина Анастасия Александровна Коробкова и Ирина Дмитриевна Серова.
Алгебра – текстовые задачи в билета ЕГЭ
Для учителей математики не секрет, что решение текстовых задач вызывает у учащихся трудности, в каком бы возрасте они не находились. Трудности связаны элементарно с прочтения текста задачи. У значительного процента школьников средней школы не сформировано умение читать и понимать текст одновременно.
Понятно, что дефицит такого качества чтения делает весьма затруднительным выбор структурированной информации и поиск нужной стратегии при решении, сформулированной в виде сюжетного смыслового текста учебной задачи. Помогут разобраться в этом наши гости вместе с ведущим цикла журналистом Константином Денисовым.
Текстовые задачи входят в содержание единого экзамена в 9 класса и 11 класса. При этом большинство учащихся 11 классов не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи, является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Текстовые задачи – традиционно трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с необходимостью четкого осознания различных соотношений между описываемыми в тексте задачи объектами.
Умение решать ту или иную задачу зависит от многих факторов. Однако прежде всего необходимо научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них. Рассмотрим типовые задачи и их решения, а именно:
- задачи на движение;
- задачи на производительность;
- задачи на сплавы и смеси.
Задачи на движение.
При решении задач на движение принимают следующие допущения:
- движение считается равномерным, если нет специальных оговорок;
- изменение направления движения и переходы на новый режим движения считаются происходящими мгновенно;
- скорость считается числом положительным;
- если тело движется по течению реки, то его скорость слагается из скорости в стоячей воде и скорости течения реки, если против течения реки, то скорость равна разности скорости в стоячей воде и скорости течения реки;
- если два тела начинают движение одновременно (при этом движутся они в одном направлении), то в случае, если они встречаются, каждое тело с момента выхода и до встречи затрачивает одинаковое время.
Основные формулы, используемые при решении задач на движение- скорость движущегося объекта прямо пропорциональна пути S и обратно пропорциональна времени t;
– время, за которое 2 объекта, движущиеся навстречу друг другу со скоростью V1 и V2, преодолевают начальное расстояние So;
- время, за которое 2 объекта, движущиеся в одном направлении со скоростью соответственно V1 и V2 (V1>V2) преодолевают начальное расстояние между ними, равное So и 1 объект догонит 2;
Задачи, связанные с движением двух тел удобно решать, если занести исходные данные в таблицу:
Скорость V
Время t
Расстояние S
1 объект
2 объект
Приведём примеры основных типов задач на движение.Задачи на движение по прямой.Задача 1. Из пункта A в пункт B, расстояние между которыми 75 км, одновременно выехали автомобилист и мотоциклист. Известно, что за час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем мотоциклист. Определите скорость мотоциклист, если известно, что он прибыл в пункт B на 6 часов позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.
Решение:Задача 2. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города A в город B, расстояние между которыми равно 70 км. На следующий день он отправился обратно в A со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3 часа. В результате велосипедист затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из A в B. Найдите скорость велосипедиста на пути из B в A. Ответ дайте в км/ч.
Решение:Задача 3. Из двух городов, расстояние между которыми равно 560 км, навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля. Через сколько часов автомобили встретятся, если их скорости равны 65 км/ч и 75 км/ч?
Решение:Задача 4. Дорога между пунктами А и В состоит из подъёма и спуска, а её длина равна 8 км. Путь из А в В занял у туриста 5 часов, из которых 1 час ушёл на спуск. Найдите скорость туриста на спуске, если она больше скорости на подъёме на 3 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Решение:Задача 5. Два пешехода отправляются одновременно в одном направлении из одного и того же места на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1,5 км/ч больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 300 метрам?
Решение:Задачи на движение по воде.
В задачах на движение по воде необходимо помнить формулы:
Vпо теч = Vсоб+Vтеч
Vпротив теч = Vсоб-Vтеч
Скорость плота считается равной скорости реки.
Задача 1. Теплоход, скорость которого в неподвижной воде равна 25 км/ч, проходит по течению реки и после стоянки возвращается в исходный пункт. Скорость течения равна 3 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в исходный пункт теплоход возвращается через 30 часов после отплытия из него. Сколько километров прошёл теплоход за весь рейс?
Решение:Задача 2. Баржа проплыла по течению реки 60 км и, повернув обратно, проплыла ещё 20 км, затратив на весь путь 7 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Решение:Задача 3. От пристани А к пристани В, расстояние между которыми равно 130 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 3 часа после этого следом за ним со скоростью на 3 км/ч большей отправился второй. Найдите скорость второго теплохода, если в пункт В он прибыл одновременно с первым. Ответ дайте в км/ч.
Решение:Задачи на движение по окружности.
Движение по замкнутой трассе (допустим по стадиону) похоже на движение вдогонку если 2 бегуна начинают двигаться по окружности одновременно с разными скоростями собственно V1 и V2 (V1>V2), то 1 бегун приближается ко 2 со скоростью V1-V2 и в момент, когда 1 бегун догоняет 2 бегуна, то 1 бегун как раз проходит на один круг больше второго и поэтому время считается так: Задача 1. Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 14 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
Решение:Задача 2. Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой равна 14 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 21 км/ч больше скорости другого?
Решение:Задачи на определение средней скорости.
Если S-путь, пройденный телом, а t-время, за которое этот путь пройден, то средняя скорость вычисляется по формуле: Задача. Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующий час – со скоростью 100 км/ч, а затем два часа – со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Задачи на движение протяженных тел.
В задачах на движение протяженных тел требуется определить длину одного из них наиболее типичные ситуации: определение длины поезда, проезжающего мимо:
придорожного столба
идущего параллельно путем пешехода
лесополосы определенной длины
другого двигающего поезда
Если поезд движется мимо столба, то он проходит расстояние, равное его длине. Если поезд движется мимо протяженной лесополосы, то он проходит расстояние равное сумме длины самого поезда и лесополосы.
Задача 1. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 80 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Решение:Задача 2. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 400 метрам, за 1 минуту. Найдите длину поезда в метрах.
Решение:Задачи на производительность
Задачи на выполнение определенного объема работы по своему решению очень схожи с задачами на движение: объем работы выполняет роль расстояния, а производительность выполняет роль скорости. В тех случаях, когда объем работы не задан, его принимают за 1.
При решении задач, связанных с выполнением определенного объема работы, используют следующие соотношения:
A=p*t, где А- количество работы, t-время выполнения работы, p-производительность труда, т.е количество работы, выполняемой в единицу времени.
Если весь объем работы, принятый за единицу, выполняется одним работником за t1, а вторым за t2, то производительность труда при их совместной работе
Задача 1. Даша и Маша пропалывают грядку за 12 минут, а одна Маша – за 20 минут. За сколько минут пропалывает грядку одна Даша?
Решение: Задача 2. Игорь и Паша красят забор за 9 часов, Паша и Володя – за 12 часов, а Володя и Игорь – за 18 часов. За сколько часов мальчики покрасят забор, работая втроём?
Решение:Задача 3. Саша отвечает за 1 час на 8 вопросов теста, а Денис – на 9. Они одновременно начали отвечать на вопросы теста, и Саша закончил позже Дениса на 10 минут. Сколько вопросов содержит тест?
Решение:Задачи на сплавы и смеси.
Задачи на смеси и сплавы встречаются не только в математике, но и в химии, где рассматриваются различные соединения. Они вызывают затруднения у школьников, в частности, у выпускников. Очень важно разобраться в самом тексте задачи. Необходимо научиться расчленять такую задачу на ряд простейших.
В таких задачах используются понятия «концентрация», «процентное содержание», «влажность».
Если смесь (сплав, раствор) имеет массу m, и состоит из вещества массой m1, то величина называются концентрациями вещества. Величина называются процентным содержанием вещества.
Задача 1. Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 18-процентного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:Задача 2. Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:Задача 3. Первый сплав содержит 10% меди, второй – 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Решение:Задача 4. Имеются два сосуда с растворами кислоты различной концентрации. Первый содержит 30 кг раствора, а второй – 20 кг раствора. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Решение:Задача 5. Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси.
Решение:Домашнее задание: решить тест.