Сегодня кандидат педагогических наук, учитель высшей категории лицея N 14 Светлана Викторовна Баранова и учитель высшей категории, кандидат социологических наук, доцент кафедры профильной довузовской подготовки ТГУ им.Г.Р.Державина Сабина Викторовна Дюкова проведут уроки обществознания и информатики. С.В.Баранова рассказывает о национальных отношениях в рамках урока обществознания для 10-11 классов. А С.В.Дюкова – об экспертных системах и их реляционных моделях – базовый уровень для 10-классников по информатике.
Предмет : Обществознание
Педагог: учитель высшей категории, кандидат педагогических наук Светлана Викторовна Баранова
Тема: НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Здравствуйте уважаемые радиослушатели, конечно, в первую очередь я обращаюсь к ученикам школ, которым в этом году еще предстоит сдавать итоговые выпускные экзамены. Та тема, которой я коснусь сегодня настолько обширна, что раскрыть ее полностью наверное невозможно. Она и очень простая, и очень сложная. Сегодня я буду говорить о нациях, об истории их возникновения, развития. В современном глобальном мире понятие «нация» все чаще уступает понятию «гражданство». Все мы, жители России, являемся ее гражданами, одновременно каждый из нас относит себя к той или иной нации. Мы делаем это не формально. Мы знаем наши национальные традиции, культуру. Мы восприняли от наших предков язык, манеру поведения. Мы все гордимся их делами и подвигами. Нас объединяет наша общая история, наша земля. Земля, вот что скрепляет народы воедино. Уходя далеко от Родины человек брал с собой горсть земли, как символ принадлежности к ней. Не случайно путника спрашивали: из какой ты земли? То есть, откуда ты пришел, где твои корни, кем были твои предки. Не случайно людей без Родины называют «перекати-поле», а пропадая в чужой земле как счастлив бывает человек встретить земляка, земелю, незнакомого, но родного человека — родного общей Родиной. Земля, общее место поселения и жительства. То, что дает стол и кров, дает защиту. Это то, что рождает общую культуру, общие традиции, это то, что первично формирует нацию.
Из учебника истории мы знаем, что в Российской Федерации проживает более 100 наций и народностей. Когда я думаю об этом, то представляю себе многоцветную мозаику, каждый элемент которой невообразимо прекрасен и неповторим.
Существует множество теорий происхождения наций. Это и естественно — биологическая, которая признает неравенство человеческих расс, марксистская, она провозглашает в качестве основы формирования нации –экономические отношения, социокультурная - этническая общность как часть структуры общества.
Что же такое этнос - это большая группа людей, обладающих общей культурой, языком, исторической судьбой. Среди этнических общностей выделяют род, племя, народность и нацию.
Род появился с момента распада первобытного человеческого стада. Это группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей. Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины. Совместное ведение хозяйства, уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию этой общности. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.
Несколько родов могли объединяться в племя. Основу единства племени составляли кровно-родственные связи; кроме того, племя проживало на определенной территории, у них был общий язык или диалект, свои обычаи и культы богов, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации, ну, например, племенной совет. Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранить и защитить среду обитания: территории проживания, места охоты и рыболовства от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях.
Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве. Народности образуются на основе смешения племен. Создаются племенные союзы, они характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию.
Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей. Она характеризуется единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания. Под единством территории следует понимать компактность проживания нации. Представители нации говорят и пишут на одном языке. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет, национальный быт то есть, своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом. В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. По Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживают 194 народности. Так как определение своей национальности относится к личным правам человека, то только каждый из нас может определить свою принадлежность к той или иной нации или народу. Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения. Из 142 856 536 человек указали свою национальность 137 227 107 человек или 96,06 % населения современной России. Всего 7 наций из 41 в Российской Федерации насчитывают населения более 1 миллиона человек: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Что же такое национальность, которую не смогли определить для себя 6% населения нашей страны? Национальность - это принадлежность человека к определенному этносу, а народ - это население определенного государства. Сейчас многие исследователи сходятся на том, что нация является социально конструируемой, то есть национальные черты не даются от рождения, не наследуются биологически вместе с цветом волос. Национальные особенности усваиваются в процессе воспитания через массовую культуру, публичное образование, и во многом на этот процесс оказывает влияние само государство. Таким образом, национальное самосознание не следует понимать как естественную, природную связь представителей одного этноса. Национальное самосознание – это в первую очередь осознание своей национальной идентичности и общности на основе принадлежности к общей культуре, что проявляется через символы: – флаг, гимн, историю и другие элементы культуры. Поэтому сейчас принадлежность к тому или иному этносу рассматривается как личный выбор каждого человека. Безусловно, этот выбор чаще всего обусловлен внешними факторами, такими как воспитание в семье, исторический опыт, государственная политика в сфере культуры и образования , но никто не может навязать, присвоить человеку национальность на основе каких-либо формальных критериев, будь то цвет волос или разрез глаз.
Кроме того, нация отличается еще и тем, что может объединять представителей различных этносов – именно потому, что в основе этого объединения не природа, а культура. Американская нация возникла в результате смешения представителей различных, первоначально европейских, а затем и неевропейских народов. Однако для граждан США их исторические корни гораздо менее важны, чем принадлежность к одному государству и его ценностям. Бывает, что этническая общность исторически сформировалась на одной территории, но затем эта общая территория исчезла и представители этноса оказались разбросаны по всему миру в форме диаспор. Например, до воссоздания государства Израиль, в 20 веке, у евреев вообще не было своего национального государства, они проживали в общинах по всему миру и даже говорили на разных языках. Основой объединения для них в то время была не территория, а религия и культура.
Соседствуя друг с другом нации не могут не вступать в межнациональные отношения, то есть в отношения между этносами, которые охватывают все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности, это отношения между нациями внутри одного государства, и отношения между нациями, проживающими в разных государствах. В межнациональных отношениях всегда возникает проблема сохранения самобытной уникальной национальной культуры, и обогащение и развитие ее в ходе межэтнического взаимодействия.
Одна из важнейших проблем межнациональных отношений это соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое национальное меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общностью и стремятся сохранить специфические черты своей культуры. Чаще всего этнические меньшинства на самом деле численно меньше, но самым главным для выделения такого меньшинства все равно должна быть не численность этой группы, а ее качественные характеристики – наличие самосознания в качестве независимой культурной общности, языка, обычаев и традиций, при условии доминирования в обществе представителей другой социально-этнической общности. Долгое время этническим меньшинством можно было назвать и финнов в Финляндии, ведь несмотря на то, что данная нация была титульной для региона, большинство в политической, экономической и культурной элите составляли шведы.
Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:
— отказ от насилия и принуждения;
— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;
— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;
— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.
Мирное сосуществование наций выражается в способах их сотрудничества. Один из них национальное или этническое смешивание, когда разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Ассимиляция, или этническое поглощение, представляет собой почти полное растворение одного народа или нескольких народов в другом народе. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
Одним из способов мирного сотрудничества является создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными: в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский.
В развитии наций можно увидеть несколько направлений: первое это межнациональная интеграция и, второе - межнациональная дифференциация. Объединение и разделение наций. Межнациональная интеграция - процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формами интеграции можно назвать : экономические и политические союзы , например, Евросоюз, транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.
Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формами этой дифференциации являются самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм. Это проявляется, во-первых, в усилении сепаратистских тенденций – желании части государства выйти из состава страны и обрести политическую независимость. В Европе есть два очень известных примера таких тенденций – это Шотландия которая в 2014 году по результатам референдума снова осталась в составе Великобритании, а также Каталония в которой власти Испании аналогичный референдум проводить запретили.
Вопрос о статусе этих территорий по-прежнему открыт: возможно, когда-нибудь они действительно станут независимыми. Дифференциация также проявляется в усилении национализма, протекционизма или религиозного экстремизма в отдельных странах. Это разные явления, но все они в данном случае направлены на усиление значимости "своего, родного, национального" в противовес "чужому, иностранному" – будь то культура, экономические блага или религиозные традиции. Брекзит - выход Великобритании из состава Евросоюза, – это тоже пример межнациональной дифференциации.
Вернемся к понятию национализм, которое зачастую лежит в основе национальной дифференциации. Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, которое основано на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества очень разнообразны.
Они могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений. Различают несколько его форм. Одна из них, этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и враждебности. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов.
Как и в любых отношениях, взаимодействие двух и более этносов может иметь как мирный, так и конфликтный характер. Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Межнациональный конфликт - это любая конкуренция между этническими группами, за обладание ограниченными ресурсами, которая определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов. Такие конфликты могут возникать в силу различных причин, например политико-территориальные, который выражается в стремлении этноса к политической независимости и самостоятельной государственности, то есть спор по поводу территорий. Советско-финская война 1939-1940 была вызвана стремлением советской власти расширить территорию СССР на запад, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда.
Социально-экономические, основанные на неравенстве в уровне жизни народов, неравном представительстве различных этносов в экономической и политической элите общества. Основой конфликта между черным и белым населением в США во второй половине 20 века было социально-экономическое неравенство представителей разных рас. Культурно-языковые, которые заключаются в дискриминация одного этноса в области культуры, религии, национального языка. Примером может служить конфликт между русскоговорящим и эстонским населением современной Эстонии, вызванный нежеланием этнически русского населения, отказываться от русского языка как основного.
Исторические причины, они включают в себя прошлые поражения и обиды, желание реванша, хотя, чаще всего история служит дополнительной причиной или же обоснованием, оправданием для конфликта. Можно сказать, что агрессия нацистской Германии против Франции и Великобритании во Второй мировой войне была в том числе вызвана стремлением «отомстить» за поражение в Первой мировой и унизительные условия Версальского договора.
Среди возможностей решения межнациональных конфликтов можно перечислить следующие: признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики, осознание всеми людьми неприемлемости насилия, уважение самобытности народов, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды. Для решения межнациональных конфликтов возможно использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальных обществ и центров, школ с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры. Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.
Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национального языка и национальной культуры, представительство национальных кадров в структуре власти. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей.
По существу все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных.
Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны.
На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса.
Национальный вопрос в бывшем СССР был решен в нескольких аспектах: уничтожен национальный гнет и национальное неравенство, созданы условия для экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с тем были допущены и серьезные ошибки и нарушения в ходе проведения национальной политики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместного проживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальных и этнических групп.
Национальные образования существенно различались по этно-социальным, этнокультурным, этно-демографическим характеристикам. Эти различия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождало противоречия. Развал СССР вызвал многочисленные столкновения и конфликты на разных уровнях власти и в разных регионах страны.
Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами.
Поиск механизмов и способов их решения ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Предмет : Информатика
Педагог: учитель высшей категории, кандидат социологических наук Сабина Валерьевна Дюкова
Тема : ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ. РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ.
Экспертные системы. Реляционная модель экспертной системы
§ 1. Базы знаний и экспертные системы
Приходилось ли вам советоваться, прежде чем принять то или иное решение? Наверняка да, и скорее всего не однажды. Все мы постоянно советуемся с друзьями и родственниками по самым разным вопросам.
Но есть, так сказать, и профессиональные советчики, к которым мы обращаемся, потому что они являются специалистами по интересующему нас вопросу. Если человек заболел, он обращается к врачу, чтобы тот посоветовал ему, какие лекарства принимать и какие процедуры делать. Если возникают правовые проблемы, идут к юристу. Если возникли проблемы в семье, то обращаются к психологу, специализирующемуся именно на проблемах семейных отношений. И так далее.
Таких людей мы будем называть консультантами, или экспертами.
Но верно ли, что экспертное заключение может дать только человек в личном общении? Конечно, нет. Существуют справочники и энциклопедии по различным областям знаний, в которых тоже содержатся советы по многим волнующим человека вопросам. Более того, вряд ли всегда можно найти такого же много знающего человека, как, например, какая-нибудь энциклопедия или хорошее руководство. Отличие состоит в том, что эксперту вы задали свой вопрос, или, наоборот, он вам задал какие-то вопросы, после чего он подумал-подумал и дал совет. А справочник на помощь не придет - сам ищи, где нужный для тебя совет. Совместить, казалось бы, трудносовместимое - энциклопедичность знаний и активную реакцию на потребность пользователя - позволяет компьютер, точнее, одна из разновидностей систем искусственного интеллекта - так называемые экспертные системы.
В мире современных информационных технологий экспертные системы находят все большее применение. Конструкторам они помогают подобрать материалы, из которых будут изготавливаться те или иные изделия, - ведь здесь надо учесть такие факторы, как прочность, легкость, сочетаемость с другими материалами, простота обработки. Ни один материал не обладает всеми этими свойствами одновременно. Выбрать оптимальный вариант помогают материаловедческие экспертные системы.
Экспертные системы другого вида позволят быстро оценить и вскрыть слабые места в организации выполнения больших проектов. Такие системы включают в себя, в частности, возможность анализа так называемых сетевых графиков.
Экспертные системы третьего вида помогают специалисту, например врачу, осуществлять диагностику. Впрочем, лечить ведь бывает надо не только людей или животных, но сложные технические системы.
Эксперту, чтобы дать обоснованный совет, нужны знания. Поэтому каждая экспертная система содержит в качестве ядра базу знаний той предметной области, для работы в которой она предназначается. Вы уже знакомы с понятием базы данных . Теперь же речь идет о базах знаний. И уже из сопоставления названий каждый, наверное, ощущает, что в этих понятиях должно быть что-то родственное. Чтобы в этом разобраться, отметим, что знания - это информация, хранимая в некотором обобщенном виде и готовая к применению в схожих ситуациях. Это значит, что такая информация представлена той или иной информационной моделью. Так что все знания, накопленные человечеством, представляют собой совокупность взаимосвязанных и не противоречащих друг другу информационных моделей. Можно сказать, что данные - это всегда информация о конкретных объектах, в то время как знания, как правило, выражают общие зависимости между разными признаками объектов. Конечно, данные тоже представляют собой некоторое знание, но это его весьма частный случай.
Итак, основу базы знаний составляют описания моделей, выполненные посредством некоторого формального языка, понятного компьютеру. Между этими моделями устанавливаются логические связи, превращающие совокупность моделей, содержащихся в базе знаний, в систему. Как и база данных, каждая база знаний оснащена системой управления (сокращенно СУБЗ), которая позволяет заполнять и изменять базу знаний (как говорят, редактировать базу), а также отвечать на запросы, направляемые базе знаний.
Другим компонентом экспертной системы является блок, называемый обычно решатель. Он моделирует ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний. По-другому решатель называют блоком логического вывода.
Еще одним компонентом экспертной системы является блок, позволяющий пользователю получить ответы на вопросы Как была получена данная рекомендация? и Почему экспертная система приняла такое решение?. Отвечая на вопрос Как?, экспертная система предъявляет пользователю шаг за шагом весь процесс получения решения с указанием использованных фрагментов базы знаний. При ответе на вопрос Почему? система демонстрирует последнее применение правила вывода, иными словами, последний шаг в процессе принятия решения.
Наконец, для каждой экспертной системы предусмотрен интерфейс, позволяющий пользователю на некотором языке записывать свой запрос к системе, а самой системе давать ответ на этот запрос.
Существуют специальные готовые оболочки экспертных систем, которые позволяют посредством редактора базы знаний заполнить ядро экспертной системы и превратить схемы правил вывода в конкретные такие правила. Занимается этим специалист, которого обычно называют "инженером по знаниям", или "когнитологом". Можно сказать, что он выступает промежуточным звеном между живыми экспертами и создаваемой базой знаний.
§ 2. Реляционная модель экспертной системы
Обычный режим работы любой экспертной системы - диалог с пользователем. На приглашение экспертной системы пользователь сообщает в той или иной форме общую постановку задачи, т.е. что он хочет получить в качестве результата. В ответ экспертная система попросит его ввести какие-то исходные сведения об объектах, фигурирующих в задаче. Если "по размышлению" она придет к выводу, что для ответа этих данных недостаточно, то задаст соответствующий вопрос пользователю. Получив ответ, она снова поразмышляет и так шаг за шагом будет продвигаться к нужному ответу. Конечно, в какой-то момент может оказаться так, что у пользователя нет ответа на вопрос системы. Тогда он вправе попросить предъявить уже достигнутый уровень решения и, более того, весь ход рассуждений, приведший к создавшемуся положению. Впрочем, как было отмечено в предыдущем параграфе, пользователь и в случае полного решения задачи может получить исчерпывающую информацию о том, как этот ответ был получен. В этом смысле экспертная система может выступать как средство обучения, демонстрируя пользователю то, как нужно рассуждать, чтобы принять требуемое решение.
Экспертных систем на сегодняшний день создано много. В их основу положены разные принципы организации баз данных и правил вывода. Существуют специальные языки программирования, предназначенные для разработки систем искусственного интеллекта и, в частности, экспертных систем. Одним из таких языков является Пролог. Мы, однако, не имеем в виду сейчас, отложив все дела, заняться изучением Пролога.
Тем не менее, чтобы рассказ об экспертных системах не остался сказкой о какой-то таинственной сущности, которую никак нельзя "потрогать" руками обыкновенному школьнику, мы предлагаем создать небольшую и очень простенькую экспертную систему. Она, конечно, не будет хватать звезд с неба, но зато вы увидите реализацию многих принципиальных подходов, используемых в настоящих больших экспертных системах.
Итак, начнем строить модель экспертной системы.
Начнем с того, что сформулируем знания по указанному вопросу. Вот эти формулировки:
Если собака короткошерстная, ростом менее 50см, с коротким хвостом, то порода - английский бульдог.
Если собака короткошерстная, ростом менее 50 см, с длинным хвостом, длинными ушами, то порода – гончая.
Если собака короткошерстная, ростом менее 50 см, с длинным хвостом, короткими ушами и с коротким телом, то порода – мопс.
Если собака короткошерстная, ростом менее 50 см, с длинным хвостом, короткими ушами и с длинным телом, то порода – чихуахуа.
Если собака короткошерстная, ростом более 50 см, весит более 50 кг, то порода – датский дог.
Если собака короткошерстная, ростом более 50 см, весит менее 50 кг, то порода – фоксхаунд.
Если собака длинношерстная, ростом менее 50 см, с доброжелательным характером, то порода – кокер-спаниель.
Если собака длинношерстная, ростом менее 50 см, с недоброжелательным характером, то порода – ирландский сеттер.
Если собака длинношерстная, ростом более 50 см, но менее 70 см, с длинными ушами, то порода – большой вандейский грифон.
Если собака длинношерстная, ростом более 50 см, но менее 70 см, с короткими ушами, то порода – колли.
Если собака длинношерстная, ростом более 50 см и 70 см, с рыжим окрасом и белыми отметинами, то порода – сенбернар.
Если собака длинношерстная, ростом более 50 см и 70 см, с белоснежным окрасом, то порода – ирландский волкодав.
Если собака длинношерстная, ростом более 50 см и 70 см, не с рыжим и не белоснежным окрасом, то порода – ньюфаундленд.
Мы, конечно, специально выбрали систему, в которой потребуется не так уж много знаний. Впрочем, попробуйте, глядя только в выписанные формулировки, ответить на вопрос к какой породе принадлежит собака. Скорее всего, за полминуты это не получится.
Мы будем реализовывать следующий план построения экспертной системы. Сначала строится простейший вариант, который будет демонстрировать только основную идею. По сути дела, это решатель. Затем мы добавим остальное — блок объяснения и т.п., что позволит продемонстрировать работу экспертной системы в полном объеме.
Систему логического вывода (тот самый решатель) мы изобразим орграфом. Каждая вершина графа помечена уточняющим вопросом экспертной системы к пользователю или ее ответом на задачу. Для удобства все вершины перенумерованы, начиная с нуля.
Если вершина помечена вопросом экспертной системы, то из нее выходят две дуги. Одна дуга помечена одним ответом пользователя, другая – его альтернативным ответом. Вершина, соответствующая ответу экспертной системы на задачу, не имеет выходящих дуг. На рис.1 представлен граф, отражающий знания экспертной системы. Будем в дальнейшем вершину орграфа называть «состоянием экспертной системы».
По существу, работа экспертной системы означает «путешествие» по этому орграфу. Такое путешествие состоит из последовательности однотипных шагов, на каждом из которых пользователь должен решить, по какой дуге он пойдет из очередной вершины.