Десятиклассникам о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в историко-культурном контексте интегрированного урока рассказывают педагоги высшей категории МБОУ Сосновской СОШ N 2 заслуженный учитель РФ Марина Петровна Кадомская (история и обществознание), Наталья Евгеньевна Дмитриева и Тамара Анатольевна Коростелёва (русский язык и литература).
Разработка интегрированного урока по литературе и истории в 10 классе на тему: «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в историко-культурном контексте»
-
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Приглашаем всех на интегрированный радиоурок проекта «Классный урок на «Радио России-Тамбов», который позволит в удаленном образовательном формате успешно освоить темы, изучающиеся в IV четверти. Учителя гуманитарного цикла Сосновской средней школы №2 предлагают рассмотреть роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в историко-культурном контексте.
Коростелёва:Уважаемые слушатели, если вы хотите узнать, какие споры до сих пор ведутся вокруг романа Достоевского «Преступление и наказание»? Какие проблемы поднимаются в данном произведении? Каким показан Петербург в романе? Приглашаем вас на интегрированный урок литературы и истории в 10 классе
«Преступление и наказание» в историко-культурном контексте».
Будем рады, если материалы радиоурока будут интересными, полезными и позволят вам, ребята, сделать свои открытия.
Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Это одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры, поскольку это не совсем обычный, а точнее, «идеологический» роман, подобного которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. «Перерыть все вопросы в этом романе» - вот какую задачу поставил он перед собой.
В отличие от классика мы столь глобальные вопросы перед собой не ставим, а попробуем рассмотреть роман с точки зрения исторической эпохи, литературоведения, социологии и архитектуры.
- Действие романа происходит в Петербурге. Что мы знаем об этом городе? Чем он характерен и чем так привлекает писателей и поэтов?
Дмитриева: На рубеже 18-19 веков известный российский историк Н.М. Карамзин назвал Петербург «блестящей ошибкой Петра». Проходит 50 лет – и русский поэт второй половины 19 века Иннокентий Анненский называет город «проклЯтой ошибкой Петра». Известно также пророчество, будто бы изречённое царицей Евдокией Лопухиной перед насильной отправкой её в монастырь, — «Месту сему быть пусту!». А вот Пушкин: «Люблю тебя, Петра творенье». Достоевский высказывает свое резкое суждение о Петербурге: «Виноват, не люблю его. Окна, дырья - и монументы».
- Какая палитра мнений! Почему каждый видит в Петербурге что-то своё?
Дмитриева: За этой разноречивостью оценок видится множество ликов города, сказавшихся даже в его официальных названиях: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград - и поэтических: ПетрОполь, Питер, Северная Пальмира, Северная Венеция. Таким образом, Петербург - город двойного предназначения. Или он средоточие зла, страдания, преступления перед Россией, униженности и оскорбленности для его обитателя, или он вершина триумфа национального самосознания, «райское место», которому должна следовать Россия.
- Любое художественное произведение, как зеркало, отражает историческую эпоху. Какова историческая основа данного романа?
Кадомская: В романе нигде не упоминается о дате происходящих событий. Но маленькие детали (например, эпизод с франтом, держащего в руке папироску, и его уже не может одернуть городовой), помогает определить время_ лето 1865г. Ведь в Санкт-Петербурге действовал запрет на уличное курение, который был отменен именно в 1865 году – 4 июля!
Это время правления Александра II, вошедшего в историю под именем Освободителя. Есть 2 версии, объясняющие этот титул. 1 версия: царь получил прозвище в благодарность за русско-турецкую войну, освободившую балканские народы от турецкого ига. Но более правдоподобна другая версия: - благодаря своим Великим реформам, одна из которых - «Крестьянская», известная также как отмена крепостного права в 1861 году, освободивших крестьян от рабства. Кроме этого к Великим преобразованиям царя-освободителя относятся: финансовая, военная, судебная и земская, образовательная, реформа городского управления.
Но непоследовательность, противоречивость этих реформ (сохранение самодержавия, выкупные платежи, малоземелье крестьян, неравноправие) вызвали волну разочарований, все более очевидно стало видно несправедливое общественное устройство того времени. Нарастали радикальные настроения, возникли революционные народнические кружки. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. Началась настоящая охота за царем.
Когда-то парижская цыганка нагадала Александру II 7 покушений. Трижды в русского царя стреляли, пытались взорвать царский поезд, народоволец Халтурин произвел взрыв в Зимнем дворце. Но каждый раз царь оставался жив. 13 марта 1881 на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге народоволецы дважды бросили бомбу. От полученных ранений Александр 2 Освободитель скончался в Зимнем дворце. Интересный факт, что именно в этот день государь должен был одобрить новый конституционный проект, созданный М. Т. Лорис-Меликовым
В целом Александр 2 сделал очень много для развития и процветания страны . Император заслуженно вошел в историю России как Освободитель. В благодарность потомки возвели памятник царю Александру 2 Освободителю в Москве, в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону/ Следует отметить, что храм Спаса на Крови, который находится в Санкт-Петербурге, был построен на месте гибели императора.
- Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Каким Достоевский показал город в своём произведении?
Коростелёва: Несомненно, великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.
Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного», как пишет Достоевский, Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».
- В Петербурге Достоевского нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны. Какими становятся люди, живущие в таких условиях?
Коростелёва: Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.
Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.
Дмитриева: Действительно, если обратимся к тексту романа, увидим, каким страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью».
Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
- Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Почему?
Кадомская: Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.
- Кто населяет Петербург Достоевского? Каково социальное происхождение героев романа?
- Бывший студент Родион Раскольников; адвокат и предприимчивый делец Петр Петрович Лужин; бывший титулярный советник, опустившийся пьяница, алкоголик Мармеладов; его дочь Софья, вынужденная торговать своим телом; дворянин, бывший офицер, помещик Свидригайлов; Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица, «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти». Трагедия их жизни разворачивается за стЕнами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга. Такую
«социальную пирамиду» Санкт-Петербурга можно составить, используя материалы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- О чем заставляет задуматься Петербург Достоевского?
Дмитриева: Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Дмитриева: Только что мы познакомились с Петербургом Достоевского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
Традиции изображения Петербурга были продолжены такими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандельштам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен красивым и величественным, как у Пушкина. Город Мандельштама - жутковато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Коростелёва: ДЗ Наш урок – вступление к изучению романа Достоевского. Надеемся, что вам захотелось взять в руки книгу, перечитать любимые главы и открыть непростой мир героев произведения. Уверены, вас ждут литературные открытия.