Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 14 апреля 2020 года

«Классный урок» на «Радио России» в рамках совместного проекта ГТРК «Тамбов, управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ им.Г.Р.Державина ведут ст. преподаватель кафедры профильной довузовской подготовки ТГУ им.Г.Р.Державина Дмитрий Владимирович Казанков (Творчество Ф.М.Достоевского) и кандидат исторических наук, доцент ТГУ имени Г.Р.Державина Наталья Анатольевна Бузанова с лекцией о внутренней и внешней политике Александра III, культуре второй половины 19 века.
Внутренняя и внешняя политика Александра III Личность Александра III находится в тени двух более ярких и запомнившихся императоров, Александра II, царя-реформатора, и Николая II, последнего русского правителя династии Романовых. Время правления Александра Третьего было одно из самых мирных, за всю историю Российской Империи, за что люди прозвали его “миротворцем”. Гибель Александра II заставила общество задуматься и замереть в ожидании: каков будет политический курс его преемника? Насколько готов был к государственной деятельности наследник престола? К кому он будет прислушиваться? Какие решения будет принимать? После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр. Он был вторым сыном Александра II, его не готовили к государственной деятельности, предполагалось, что он будет занят на службе военной. Первоначально наследником престола был старший сын Александра II Николай. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Тогда 20-летнего Александра - срочно стали готовить к восшествию на престол. Царь был большого роста. Имел богатырское здоровье. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. «Европа может подождать, пока русский император удит рыбу», - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике. Черты характера и образ жизни заметно выделяли Александра III из придворной среды. Он держался строгих правил морали, отменил коленопреклонения перед царем, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал-адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилев. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю преподавал известный Ученый С.М. Соловьев. Никто из предшественников Александра III столько не занимался изучением родной истории и родной культуры, сколько он. Воспитателем Александра Александровича и «теневым правителем» России во времена его правления был один из главных идеологов консерватизма, обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев (1827-1907 гг.) Он убеждал императора в разумности и необходимости сохранения неограниченной монархии тем обстоятельством, что у русских людей сохраняется «детское состояние души», и предназначение государя – оберегать «народ-дитя» от «вредных влияний». Победоносцев убеждал в том что, русский народ психологически предрасположен к самодержавию, и всякое отклонение от него в сторону «либеральных свобод» и «народовластия» может привести только к разрушению Российской империи. Идеи обер-прокурора отразились уже в первых государственных актах царя: манифесте «О незыблемости самодержавия» (29 апреля 1881) и «Положении о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (14 августа 1881). Александр III был искренне убежден, что в силу своего самодержавного призвания лучше, чем кто-либо иной, понимает нужды народа и интересы государства.
  1. Внутренняя политика
Вот главные мероприятия реакционного направления:  Контрреформы печати и образования. Был существенно ужесточён контроль над учебными заведениями. Университетским уставом от 1884 года упразднялась вся автономия университетов. Профессора и сам ректор назначались правительством, а плата за обучение была поднята в два раза. Кроме того, была сформирована специальная инспекция, которая осуществляла надзор за учащимися. Судебная контрреформа. С 1887 года повысился образовательный и имущественный ценз для присяжных заседателей. Это смогло увеличить количество дворян в суде. Были ограничены гласность и публичность, а из судебного ведения были изъяты политические дела. В 1887 году принимается «циркуляр о кухаркиных детях», который ограничил доступ к образованию детей из «неблагородных слоев населения». При этом, открыто было заявлено, что запрещается принимать в гимназии детей лавочников, прачек, лакеев, кучеров и пр. Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания закрываются. С 1889 года в России вводятся так называемые земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из дворянских кандидатур, которые осуществляли полицейский и административный контроль над крестьянами. Такая власть практически вернула права помещиков, утраченные ими из-за реформы 1861 года. Земская контрреформа 1890 г. - был в значительной степени увеличен имущественный ценз для крестьян, а для помещиков — понижен. Как результат лишались избирательных прав ремесленники и мелкие торговцы. Городская контрреформа. С 1892 года число избирателей из-за увеличения имущественного ценза сокращается, а все постановления думы одобрялись губернским начальством. Также было ограничено количество заседаний думы. Городское управление, таким образом, осуществлялось правительством.
  1. Внешняя политика
Внешняя политика Александра III была сдержанной, миролюбивой и взвешенной. Удалось установить дружбу с ведущими державами - Англией и Францией. Император был гарантом стабильности в Европе и на Азиатских владениях. Пресечено несколько крупномасштабных войн, в том числе с Японией. Были созданы военно-политические блоки: “Тройственный союз” и Франко-русский союз, обновлён “Союз Трех Императоров”. Была заложена Транссибирская магистраль. Александр III отличался от своих предшественников прямолинейностью, беспристрастностью и честностью. Последнее проявлялось в отказе от “тайной дипломатии”, когда происходили тайные дележи территории и заключение тайных договоров. Он точно знал, где находится сфера интересов страны и добивался ее признания от других правителей. Основой всех побед в мире было то, что Император не стал идти на поводу многих европейских монархов и дипломатов, которые пытались спровоцировать новую войну, а занял очень упрямую и сдержанную политику. Это и было залогом поддержания спокойствия для тогдашних монархий. Раз уж Империи удалось ненадолго угомонить обнаглевших турок, даровав свободу Балканам, в частности Болгарии, то нам можно доверить Европу. Ключевые события с датами:
  • 1881 — присоединение Ашхабада, создание Закаспийской области
  • 1881, 6 (по новому стилю 18) июня — создание обновленного «Союза Трёх Императоров» (Германия, Австро-Венгрия, Россия)
  • 1885 — сближение с Англией
  • 1887 — заключение договора с Германией
  • 1882 — оформление «Тройственного союза» с Германией, Австро-Венгрией и Италией, первого военно-политического блока
  • 1890 — «Торговая война» с Германией
  • 1891 — старт строительства Транссибирской магистрали
  • 1895 — установление границ России и Англии в Средней Азии
  • 1894 — 1895 гг. — Японо-Китайская война
Выводы Время правления Александра Третьего можно смело назвать «стабильным» и «спокойным». Консерватизм и упорство монарха способствовало завоеванию авторитета надежного союзника, справедливого арбитра в международных спорах. Народ совершенно точно прозвал Александра Третьего «царем-миротворцем», способного решать проблемы дипломатическими путями.
  1. Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем, чему способствовали такие факторы, как:
- отмена крепостного права; - развитие экономики; - развитие новых капиталистических отношений. Образование После 1861 г. увеличивается сеть начальных школ. Основными формами средних учебных заведений были гимназии и реальные училища. В последних большее внимание уделялось естественным дисциплинам.  Расширялось высшее образование. К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 — в Одессе и Томске. Наиболее быстрыми темпами развивалось высшее техническое образование.  Значительным событием было открытие высших женских курсов. В России было много частных школ, лицеев, пансионов, где был очень высок уровень преподавания, но и плата за обучение была очень большая. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периодическая печать.  В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге. Наука 1860-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. И.М. Сеченов создал русскую школу физиологии. В.В. Докучаев разработал основы почвоведения, учение о географических зонах, классификации почв и о борьбе с засухой.  И.И. Мечников работал в области биологии и медицины, вел исследования в области борьбы с инфекционными болезнями и иммунологии.  К.А. Тимирязев изучал процесс фотосинтеза. А.М Бутлеров основал теорию химического строения вещества. Опираясь на его, выводы, ДИ. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869).  В математике П.Л. Чебышев открыл закон больших чисел. С.В. Ковалевская прославилась исследованиями в области математического анализа.  Физик А.Г. Столетов создал электромагнитную теорию света, открыл основы фотоэффекта. П.Н. Яблочков изобрел дуговую электрическую лампу (1876). Электротехник А.Н Лодыгин изобрел лампу накаливания. АС. Попов в 1897 г. сконструировал радиопередатчик.  Продолжались активные географические исследования. В них принимали участие. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай. Развивались история и философия, см. Соловьев продолжал создавать 29-томную «Историю России с древнейших времен». Большую известность приобрел В.О. Ключевский («Курс русской истории» и др. труды). Литература Литература представлена всемирно известными именами ЛН. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Севастопольские рассказы»), Ф.М Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»), И.С. Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»). Развивалось творчество Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.П. Чехова, В.М Гаршина. Искусство Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству. Скульптура Скульптор М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» в Новгороде Великом, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде. В Москве в 1880 г. был открыт памятник А.С. Пушкину работы А. М Опекушина. М.М Антокольский известен скульптурами  Петра 1, Ермака, Ивана Грозного. Архитектура Господствующим стилем была эклектика (смешение различных стилей), разновидность которой - псевдорусский стиль. По проекту К.А. Тона были возведены Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата, Николаевский и Московский вокзалы, храм Христа Спасителя. В.А. Шервуд- автор здания Исторического музея. Музыка Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В состав «Могучей кучки» входили М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римский-Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), ЦА. Кюи. Произведения участников «Могучей кучки» утвердили в музыке русские национальные начала. Великим русским и мировым композитором стал П.И. Чайковский, сумевший совместить в своем творчестве общеевропейские и русские национальные музыкальные формы. Он создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, романсы. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые консерватории. Печать и книгоиздательское дело Издавались журналы демократического направления: «Современник», «Отечественные записки», «Русское богатство». Журналом либерального направления являлся «Вестник Европы». Журнал «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М.Н. Каткова, после отмены крепостного права перешел с либеральных на консервативные позиции. Книгоиздательское дело становится заметной отраслью предпринимательства. Просветительскую направленность носила книгоиздательская деятельность Ф.Ф. Павленкова и ИД Сытина. Домашнее задание: пройти тестирование по данной теме, пройдя по ссылке. Тренировочные задания по материалам лекции: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5807/train/158865/ https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeDU9S-zGBwtNIBFvdsMVw2yHr-p0v_iFPxKMexjAOKB0T4JA/viewform?usp=sf_link  
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов