Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 10 апреля 2020 года

«Классный урок» на «Радио России» в рамках совместного проекта ГТРК «Тамбов, Управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ имени Г.Р. Державина ведет профессор кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени ГР Державина, кандидат психологических наук Борис Иванович Тенюшев. Тема его занятия важна не только для старшеклассников, но и для их родителей.

Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ

Дорогие учащиеся 9 и 11 классов. Сегодняшний урок посвящен психологической стороне очень важного для вас жизненного события – сдаче единого государственного экзамена. Понятно, что на экзамене от вас потребуются знания по сдаваемым предметам, их нужно уметь выучить, воспроизвести и применить на экзамене. В процессе подготовки к экзаменам и их сдаче могут возникнуть трудности, обусловленные тем, что многие школьники не владеют приемами эффективного запоминания, не знают особенности функционирования памяти и не умеют учитывать их в процессе заучивания учебного материала, не могут справиться со стрессом, возникающим на экзамене, не знают, как правильно организовать свою работу, чтобы сохранить высокий уровень умственной работоспособности в этот сложный период. Понятно, что предупреждение и преодоление этих трудностей предполагает соответствующую психологическую подготовку, направленную на вооружение школьников необходимыми психологическими знаниями и умениями. Поэтому на нашем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
  1. Особенности функционирования памяти их учет при запоминании учебного материала.
  2. Эффективные приемы запоминания.
  3. Предупреждение и преодоление экзаменационного стресса.
  4. Рациональная организация умственной деятельности.
  5. Преодоление откладывания дел на потом.
 
  1. Особенности функционирования памяти, их учет при запоминании учебного материала.
Память является важнейшим психическим процессом, от эффективности протекания которого, прежде всего, зависит результат усвоения учебного материала. В психологии выявлен целый ряд закономерностей и феноменов памяти, учет которых позволяет заметно улучшить результаты учения.

Одним из феноменов памяти является феномен ретроактивного и проактивного торможения. Этот феномен можно наблюдать при последовательном запоминании двух рядов стимулов. Эти ряды оказывают тормозящее воздействие на процесс запоминания и воспроизведения друг друга. Ретроактивное торможение проявляется в тормозящем воздействии запоминания последующего ряда на воспроизведение предыдущего, а проактивное торможение – в тормозящем действии запоминания предыдущего ряда на запоминание последующего ряда. Установлено, что чем ближе ряды друг к другу по своему содержанию, тем сильнее торможение. Поэтому при рекомендуется чередовать во времени изучение гуманитарных предметов с изучением естественно-научных предметов. Например, сначала лучше учить физику, затем литературу, далее – математику и историю.

Другой феномен – явление реминисценции, которое состоит в отсроченном припоминании того, что первоначально не удавалось воспроизвести. Благодаря этому феномену отсроченное воспроизведение оказывается более полным и точным по сравнению с воспроизведением сразу после заучивания. Реминисценция объясняется снижением по истечении некоторого времени после заучивания торможения, возникающего вследствие утомления при запоминании большого по объему материала и действия сильных эмоций, вызываемых различными жизненными событиями. Поэтому рекомендуется перед экзаменами хорошо отдохнуть и привести свое эмоциональное состояние к норме. В психологических исследованиях установлено, что образный материал запоминается лучше, чем словесный. Например, картинки, изображающие предметы, запоминаются лучше, чем слова, обозначающие их. Чтобы лучше запомнить словесный материал, его необходимо перевести в зрительные образы. Следующий феномен связан с делением слов на конкретные и абстрактные. Конкретные слова обозначают конкретные предметы и явления. Например, конкретными являются слова «телевизор», «книга», дерево», «дождь». Абстрактные слова обозначают отвлеченные понятия, например, общество, развитие, процесс. Они запоминаются хуже, чем конкретные слова. Это объясняется тем, что конкретные слова имеют образное содержание, а абстрактные слова не соотнесены с образами. Улучшить запоминание абстрактных слов можно путем использования каких-либо образов для их обозначения. Например, слово «развитие» можно обозначить с помощью рисунка спирали. Очень важной закономерностью памяти является то, что запоминание зависит от наличия мнемической цели. Простое чтение текста при отсутствии цели запомнить его дает нулевой результат. Чтобы запомнить учебный материал необходимо поставить перед собой эту цель. Запоминание также зависит от установки на длительность запоминания. Со школьниками был проведен эксперимент, в котором в двух классах изложили один и тот же материал. При этом в одном классе сказали, что спросят на следующей неделе, а в другом через две недели. Опрос в обоих классах провели через месяц. Оказалось, что в первом классе материал помнили гораздо хуже, чем во втором классе. Таким образом, заучивать материал рекомендуется с установкой на как можно более длительное хранение. Учить следует на всю жизнь, а не только чтобы сдать экзамен. Еще один важный мнемический феномен состоит в том, что логически структурированный материал запоминается лучше, чем бессистемный лишенный логических связей материал. Это означает, что включение изучаемого материала в процесс мышления, нахождение в нем логических связей помогает лучше его запомнить. Информация, которая заучивается на длительное время, сохраняется в долговременной памяти человека, но сохраняется она там в неосознаваемом виде. Вспомнить эту информацию означает осознать ее. Когда человек не может что-то вспомнить, то говорят, что он забыл это. Это означает, что запоминания информации, ее закрепления в долговременной памяти недостаточно, нужно еще обеспечить ее извлечение в нужный момент. Это достигается тем, что при запоминании нужно еще обязательно воспроизводить информацию, проверять как она извлекается из долговременной памяти. На сохранение информации в памяти влияет процесс забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал этот процесс и установил, что забывание во времени происходит неравномерно. Наиболее интенсивное забывание происходит сразу после запоминания. С течением времени темп забывания становится ниже. Исходя из этой особенности забывания, психологи рекомендуют распределять во времени процесс повторения. Повторять рекомендуется при первом заучивании, затем через 20 минут, третий раз – через 8 часов и 4 раз – через 24 часа. Такое повторение обеспечивает длительное и прочное запоминание. Установлено, что забывание зависит от способа запоминания материала. При механическом запоминании забывание происходит быстрее и глубже, чем при смысловом запоминании.
  1. Эффективные приемы запоминания.

Мнемотехнический способ запоминания.

Это запоминание с помощью специальных приемов, облегчающих запоминание и воспроизведение заучиваемого материала. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводе текста в знакомые образы и создании ассоциативных связей. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего. Примером применения данного способа является использование фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги.

Способ механического запоминания.

Самым малопродуктивным способом запоминания считается многократное повторение текста, зазубривание материала. Этот способ в 16-32 раза хуже, чем запоминание по смыслу или с помощью мнемотехнических приемов. Он считается трудно тренируемым и малоэффективным, так как при его использовании память может в любой момент подвести. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается. Наилучшим способом запоминания текста является конспектирование с последующим пересказом вслух. Примером такого конспекта является шпаргалка. Лучше писать конспект или шпаргалку, чем зубрить. Этот способ запоминания имеет два преимущества. Во-первых, при написании конспекта или шпаргалки информация поступает в мозг через два канала - зрительный и двигательный, что облегчает ее закрепление в памяти. Во-вторых, конспектирование или написание шпаргалки предполагает логический анализ запоминаемого материала и запись на бумаге ее основной сути. С одной стороны, это сокращает объем запоминаемой информации, за счет отсеивания несущественной ее части, с другой, стороны, включается в действие мнемический феномен, который состоит в том, что чем глубже перерабатывается запоминаемая информация, тем лучше она запоминается. При анализе изучаемого материала необходимо выделять ключевые слова или фразы и логические связи между ними. Эти связи могут быть типа часть-целое, причина-следствие, временные этапы протекания какого-либо процесса и т.п. Эту логическую структуру запоминаемого материала необходимо изложить на бумаге, желательно в виде схемы или рисунка, и запомнить. Далее, опираясь на разработанную схему, следует несколько раз пересказать вслух заучиваемый текст. Пересказ является очень важным этапом процесса запоминания, так как проблема запоминания заключается не столько в закреплении информации в памяти, а сколько в возможности ее воспроизвести. Эксперименты ученых показали, что наша память запечатлевает все, что мы воспринимаем. Эта информация хранится в долговременной памяти в неосознаваемом виде. Самое трудное состоит в том, чтобы воспроизвести ее, сделать осознаваемой. Есть только один путь для решения этой задачи - упражняться в воспроизведении запоминаемого материала. Еще одним из самых эффективных способов усвоения текста является метод вдумчивого чтения. Он хорошо подходит для заучивания как больших, так и маленьких объемов текста. Этим способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать, как быстро выучить наизусть текст. Порядок использования этого метода следующий.
  1. Сначала медленно и внимательно читается запоминаемый текст. Текст лучше читать вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет.
  2. Если объем материала большой, его необходимо разбить на отдельные смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  3. После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного и выделяя ключевые слова.
  4. После того как все будет переписано, следует пересказать то, что запомнилось. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  5. Далее, переписывается второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  6. На последнем этапе текст еще раз внимательно перечитывается и пересказывается. Лучше сделать это перед сном.
Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он помогает в короткое время выучить большой объем информации. Метод дерева. Он предполагает выполнения следующих 5 шагов.
  1. Чтение: выделяется основная мысль (ствол).
  2. Чтение: выделяются основные тезисы, ассоциации, использованные образы (веточки).
  3. Чтение: выделяются слова, использованные в тексте (листочки).
  4. Переписать текст вручную.
  5. Заучить каждый абзац по отдельности, повторить несколько раз текст.
Рисование содержания текста. Это своего рода иллюстрация того, о чем сообщается в тексте. Рисунок должен быть простым лаконичным, хорошо запоминающимся. Поскольку зрительные образы запоминаются лучше, чем слова, такая форма передачи содержания текста обеспечит его более длительной хранение в памяти. Психические процессы человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности. Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями.

Запоминание определений.

Обучение в любом образовательном учреждении направлено на усвоение системы понятий, составляющих содержание конкретной науки. Важным элементом процесса усвоения научных понятий является запоминание их определений. Существует ряд способов запоминания определений.
  1. Использование формул и схем для запоминания определений.
Научные определения, как правило, даются через указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков. Родовой признак указывает к какому классу относится явление, описываемое данным понятием, а видовые отличительные признаки указывают, чем отличается данное явление от других, также относящихся к данному классу. Рассмотрим пример. Дано определение понятия «ощущение»: Ощущение - это простейший познавательный психический процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. 1 шаг. Определить к какому роду принадлежит явление. Ощущение - это простейший познавательный психический процесс 2 шаг. Выделить видовые отличительные признаки. У нас их три. а) отражает отдельные свойства предметов и явлений, б) отражает внутренние состояния организма, в) возникает при воздействии раздражителей на рецепторы. 3 шаг. Фиксация схемы определения или его формулы: а) воздействие раздражителей на рецепторы. б) отражение свойств предметов и явлений, в) отражение внутренних состояний организма, 4 шаг. Записать эту формулу на карточку в виде схемы, а с другой стороны само определение: раздражитель - рецепторы - свойства предметов и явлений - внутренние состояния организма. 5 шаг. Повторение. Правильное усвоение понятий предполагает выполнения следующих условий:
  1. Знать все слова, входящие в его определение.
  2. Уметь пересказывать своими словами.
  3. Уметь привести пример.
  4. Использование зрительных ассоциаций для запоминания определения понятия
На первой стороне пишем определяемое понятие. На другой стороне - содержание определения через образы. Рассмотрим пример определения химии как науки. На 1 первой стороне записываем: Химия - наука о веществах, реакциях и их применении. На 2 первой стороне рисуем: Химия - наука (магистерская шапка). о веществах (колба), реакциях (взрыв) и их применении (лопата). 3 способ. Создание ассоциаций. Этот способ особенно хорош для изучения иностранных языков. Например, чтобы запомнить английское слово Stone (стоун) – камень можно создать ассоциацию: КАМЕНЬ скатился с горы и раздался СТОН.
  1. Предупреждение и преодоление экзаменационного стресса.
Наилучшей профилактикой стресса является уверенность в положительном исходе экзамена. Эту уверенность можно обеспечить путем увеличения объема выученного материала. Для этого учебный материал следует изучать, начиная с самого легкого и заканчивая самым трудным. Для преодоления стресса во время экзамена возможны только сравнительно простые, не требующие больших затрат времени приемы, помогающие снять экзаменационный стресс. К таким приемам можно отнести дыхательные упражнения и различного рода отвлекающие действия. Установлено, что во время вдоха наступает активация психического состояния, а при выдохе происходит успокоение. Понятно, что, чередуя короткие фазы вдоха с более длительным выдохом и паузой после него, можно добиться общего успокоения. При выполнении дыхательного упражнения для снятия стресса необходимо контролировать длительность фаз дыхания с помощью счета. Вначале рекомендуются постепенно удлинять выдох до тех пор, он не станет вдвое продолжительней, чем вдох. Пауза при этом равна половине вдоха и осуществляется после выдоха. Например, один – вдох, два, три - выдох, пауза. На втором этапе удлиняются вдох и выдох. Например, один, два – вдох, три, четыре пять, шесть - выдох, один - пауза. На третьем этапе вдох удлиняется до тех пор, пока он не будет равен выдоху. На четвертом - продолжительность дыхания возвращается к исходной величине. Удлинять дыхание больше, чем до счета 10 не рекомендуется. Для того, чтобы успокоиться в аудитории также можно выполнить следующие простые действия. Получив задания не следует сразу приступать к подготовке ответов на вопросы. Нужно положить билет на стол, осмотреться вокруг: посмотреть на стены аудитории, на преподавателей, на своих товарищей, за окно. Так же можно мысленно представить ситуацию и место, в которых было наиболее спокойно и комфортно когда-то в вашей жизни, и побыть там некоторое время. И лишь после того, как придет успокоение, можно приступить к работе над вопросами заданий.
  1. Организация умственной деятельности.
Экзамен - это тяжелое испытание для головного мозга. Мозг должен быть готовым к этому испытанию, то есть иметь высокий уровень работоспособности. Поэтому сон перед экзаменом должен быть полноценным. Он должен быть достаточным и по глубине, и по длительности. Не следует учить утром перед экзаменом, так как это означает вызвать утомление мозга, которое, накладываясь на экзаменационный стресс, резко снизит его возможности по припоминанию. Кроме того, работоспособность мозга зависит от насыщенности крови кислородом. Чтобы обеспечить мозг достаточным количеством кислорода необходимо обеспечить хорошее проветривание спальни. При организации умственной деятельности также следует учитывать индивидуальные особенности биологического ритма. Известно, что по своему биологическому ритму люди делятся на три типа - утренний тип (жаворонки), вечерний тип (совы) и средний тип (аритмики). Среди людей жаворонки составляют 17%, совы - 35%, аритмики - 48%. Жаворонки имеют высокую работоспособность в первой половине дня и им лучше готовиться к экзаменам утром. У сов высокая продуктивность работы наблюдается вечером после 18 часов. Соответственно им стоит учить во второй половине дня. Суточная динамика работоспособности аритмиков такова, что в 6 часов утра составляет 0% и возрастает до максимума в первой половине дня. Им лучше учить все в дневное время. При этом большую часть материала следует выучить в первой половине дня, так как у них в этот период работоспособность наиболее высокая, а меньшую часть - во второй половине дня. В течение дня через каждый час работы полезно делать 5-10 минутные перерывы для восстановления умственной работоспособности. Лучше использовать эти перерывы для активного отдыха, и заполнять их выполнением физических упражнений. Это принесет двойную пользу. С одной стороны, ускорится восстановление работоспособности, и оно будет более полным, с другой стороны, работающие мышцы дадут дополнительный приток нервных импульсов в головной мозг и повысит его функциональные возможности.
  1. Преодоление откладывания дел на потом.
Откладывание дел на потом получило название прокрастинации. Во время подготовки к экзаменам это выражается в откладывании начала этой подготовки. В результате школьник вынужден штурмом овладевать учебным материалом в оставшееся перед экзаменом время. Разумеется, итог такой подготовки может быть весьма печальным. Для того, чтобы бороться с прокрастинацией, необходимо знать ее причины. Одной из таких причин является утомление. При утомлении организм человека требует отдыха для восстановления сил. Психологически это выражается в отсутствии желания что-либо делать. В данном случае человеку просто нужно хорошенько отдохнуть. Но более важно предупредить развитие утомления, которое обычно является следствием нарушения оптимального режима дня. Другая причина прокрастинации - недостаток мотивации, отсутствие интереса к изучаемому предмету. В данном случае необходима актуализация дополнительных мотивов. Например, это может быть деловой мотив, связанный с желанием избежать провала на экзамене, доказать свои возможности, показать, что можешь справиться с очередным испытанием, понимание важности данного предмета для получения желанной профессии. Могут быть актуализированы и социальные мотивы, выражающиеся в стремлении занять достойное место среди других школьников по успеваемости, порадовать близких своими успехами, избежать негативной оценки и порицания со стороны других людей. Третьей причиной прокрастинации может быть осознанное или неосознанное неприятие цели своей учебной деятельности, а именно получить данное профессиональное образование. Это бывает в тех случаях, когда школьник, выбирая вуз для поступления, ориентируется не на свои интересы и способности, а мнение родителей, например, своего товарища. Здесь школьнику стоит серьезно подумать, не совершает ли он ошибку? Четвертая причина прокрастинации - недостаточный контроль своей деятельности. Понятно, что подготовка к экзаменам нужное, но малоинтересное занятие. Поэтому данное занятие требует определенных действий, направленных на организацию и контроль данного процесса. Если у школьника этот контроль не сформирован, ему требуется либо внешний контроль со стороны других людей, либо использование внешних средств контроля. Одним из эффективных внешних средств контроля является план. План разбивает большую, кажущуюся труднодостижимой цель на более мелкие по объему и вполне достижимые подцели. Это облегчает выполнение первого шага на пути к намеченной цели. План позволяет организовать подготовку к экзамену во времени. В нем необходимо определить, какая часть учебного материала будет изучаться в какие временные промежутки. План также должен предусматривать период времени для восстановления сил накануне экзамена. План также позволяет организовать порядок изучения материала. Здесь можно посоветовать проранжировать изучаемые вопросы по степени их сложности. Учить вопросы лучше, начиная с самих легких и заканчивая самыми трудными. Это позволит за отведенное на подготовку время выучить максимальное количество вопросов и тем самым повысить вероятность, того что на экзамене попадутся именно выученные вопросы. План рекомендуется изложить на бумаге. В нем нужно указать, что и к какому сроку должно быть выполнено. По мере выполнения пункты плана можно зачеркивать. Это создаст наглядную картину продвижения вперед и будет создавать уверенность в достижимости поставленной цели и воодушевлять на новые усилия. Среди других причин прокрастинации важное место занимают привычки. Привычки принято делить вредные и полезные. Саму прокрастинацию можно рассматривать как одну из вредных привычек. Она может проявляться в том, что человек заменяет требуемую активность другой активностью, приносящей удовольствие. Например, очень много времени школьник может проводить в социальных сетях, за компьютерными играми и т.п. Если школьник замечает у себя подобную вредную привычку, ему стоит задать себе следующие вопросы: «Что такого, чего мне не хватает в жизни, дает данное занятие? В чем состоит удовольствие, которое я получаю при этом? Каким другим более приемлемым способом я могу получить это?» Хорошим средством борьбы с вредными привычками является их замена на полезные привычки. Одна из таких полезных привычек выражена русской поговоркой: «Кончил дело - гуляй смело». Она означает, что нельзя начинать день с посещения страниц в социальных сетях или развлекательных сайтов в Интернете, с компьютерной игры и т.п. Эти занятия затягивают и день будет потрачен впустую. В период экзаменов лучше всего заниматься только подготовкой к экзаменам, соблюдая при этом правильный режим дня. Домашнее задание.
  1. Какие особенности функционирования памяти, описанные в тексте урока вы учитываете при подготовке к экзаменам.
  2. Какие новые приемы запоминания вы узнали из этого урока?
  3. Какие приемы запоминания вы используете на практике?
  4. Оцените, мешает ли вам стресс при подготовке и сдаче экзаменов.
  5. Какие приемы преодоления стресса вы используете.
  6. Оцените организацию своей умственной деятельности и укажите, какие рекомендации к ее организации вы используете?
  7. Знакомо ли вам явление прокрастинации и как вы с ним боретесь?
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов