Совместный проект ГТРК «Тамбов», Управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ имени Г.Р. Державина.
Старшеклассникам об особенностях написания сочинения по обществознанию на экономическую тему в формате единого государственного экзамена рассказал учитель истории и обществознания из лицея №29, специалист высшей квалификационной категории, победитель регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2003», суперфиналист всероссийского конкурса «Учитель года» (вошел в пятерку лучших учителей), обладатель награды «Малый хрустальный пеликан», лауреат премии Президента Российской Федерации», Почетный работник общего образования Российской Федерации Валерий Юрьевич Саликов.
Особенности написания сочинения по обществознанию на экономическую тематику в формате единого государственного экзамена
Экзамен по обществознанию является одним из самых востребованных среди выпускников средней школы. Ежегодно его сдают около 50% учащихся 11 классов.
Одним из наиболее сложных заданий контрольно-измерительных материалов является написание сочинения на одну из предложенных обществоведческих тем. Именно это задание в наибольшей степени позволяет выпускнику продемонстрировать развитость мышления, умение строить причинно-следственные связи, делать выводы.
Однако, ЕГЭ – экзамен, во многом формализированный. Поэтому, для того, чтобы успешно справиться с заданием 29, необходимо не только продемонстрировать высокие интеллектуальные способности, но и умение выражать свои мысли в соответствии с установленными критериальными подходами. Подобные ограничения неизбежны, так как необходимо сформировать единую модель оценивания заданий для всех регионов Российской Федерации.
- Итак, прежде чем приступить к написанию сочинения нам необходимо ознакомиться с критериями оценивания данного задания. Для этого мы переходим на сайт федерального института педагогических измерений, открываем раздел «ЕГЭ и ГВЭ–11», находим вкладку «Демоверсии, спецификации, кодификаторы». Далее необходимо загрузить папку «Обществознание» и открыть демоверсию. В этом документе мы находим критерии оценивания задания 29 и изучаем их.
Как мы видим, сочинение оценивается по четырем критериям:
- Раскрытие смысла высказывания (максимальная отметка – 1 балл)
- Теоретическое содержание мини-сочинения объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений (2 балла)
- Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов (1 балл)
- Качество приводимых социальных фактов и примеров (2 балла)
Максимальная оценка за сочинение составляет 6 первичных баллов.
- Для написания сочинения выпускнику предлагается на выбор пять тем в рамках разделов «Философия», «Экономика», «Социология, социальная психология», «Политология», «Правоведение».
1 |
философия |
«Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных» (Б. Шоу). |
2 |
экономика |
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) |
3 |
социология, социальная психология |
«Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы они верят» (Э. Фромм). |
4 |
политология |
«Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б. Спиноза). |
5 |
правоведение |
«Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и верёвкой» (М. Монтень). |
Необходимо прочитать все предложенные темы.
Выбрать темы, которые понятны (вы должны четко представлять о чем данное высказывание, уметь передать смысл своими словами).
Выбирая тему, не следует гнаться за мнимой легкостью, так как подобную тему, вполне возможно, будет сложно раскрыть из-за ограниченности научного и (или) фактического материала (проблема, поднимаемая в высказывании настолько очевидна, что не требует доказательства)
Я предлагаю для написания сочинения взять высказывание П.Т. Хейне «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» из раздела «Экономика».
Написание сочинения на экономические темы имеет ряд особенностей. Во - первых, при наличии знаний, ученик без особого труда может написать теоретическую часть. Во – вторых, могут возникнуть определенные проблемы с приведением фактических аргументов, так как они могут дублировать друг друга по содержанию.
- Прежде чем приступить к написанию сочинения необходимо выделить ключевые понятия и термины, содержащиеся в высказывании. В нашем примере это очевидно «Спрос» и «Предложение» Выпишем их в черновик и попытаемся дать им определение:
«Спрос – потребность в том или ином товаре, выраженная в покупательской способности».
«Предложение – готовность и способность предпринимателя продать товар».
Далее, запишем обществоведческую информацию, которая в нашем сознании связывается с ключевыми понятиями. Допустим, это могут быть
величина спроса, величина предложения, закон спроса, закон предложения, равновесная цена, неценовые факторы, формирующие спрос и предложение итд. Всю информацию фиксируем в черновике.
- Теперь можно приступить к формулировке смысла высказывания. Необходимо верно выделить одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулировать один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. Проблема выполнения данной части задания заключается в том, что мысль или тезис необходимо сформулировать как можно четче и, при этом, не исказить смысл высказывания.
Если ни одна основная идея не выделена/ ни один тезис не сформулирован, или выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания, то выпускник получит 0 баллов не только по первому критерию, но и по всему сочинению.
Например: «
В своем высказывании автор поднимает проблему взаимодействия людей в обществе»…
Не стоит пытаться просто пересказать мысль автора своими словами.
Например:
«Идея автора заключается в том, что спрос и предложение взаимодействуют друг с другом».
Подумав, мы понимаем, что автор описывает механизм рыночного саморегулирования.
Мы можем начать сочинение следующим образом:
«В своем высказывании автор раскрывает механизм рыночного саморегулирования».
Начать написание сочинения можно использовав следующие шаблоны:
-
Автор поднимает проблему…
- Основной идеей высказывания является…
- Автор считает, что…
Данная часть сочинения не должна быть большой, состоять из одного – трех предложений. Не стоит перегружать перегружать ее излишней информацией. Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также детали биографии автора высказывания.
- Сформулировав тезис или идею, мы можем приступить к написанию теоретической части сочинения.
Для того, чтобы получить максимальный балл по данному критерию, мы должны в контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса привести корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения.
Некоторые учащиеся уверенны, что для получения высоких баллов по этому критерию достаточно написать одно – два определения. Это заблуждение.
Критерии оценивания гласят, что если в контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий),а теоретические положения не представлены выставляется 1 балл. В данном случае, можно потерять еще один балл по третьему критерию, так как тот выставляется за связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод.
- Теоретическая часть сочинения должна быть проиллюстрирована конкретными социальными фактами и примерами.
К социальным фактам (примерам) предъявляются следующие требования:
- должно быть приведено не менее двух социальных фактов (примеров);
- факты/примеры должны быть сформулированы развернуто;
- факты/примеры не должны дублировать друг друга по содержанию;
- должна существовать явная связь каждого факта/примера с теоретической составляющей сочинения;
- примеры должны быть приведены из источников разных типов.
В качестве примеров могут быть приведены:
- факты современной общественно – политической жизни (материалы СМИ)
например:
«В начале 2020 года в результате снижения спроса резко упала цена на нефть, что вынудило ведущие нефтедобывающие страны договариваться о сокращении разработки месторождений (снижении предложения нефти на рынке);
- исторические факты
Например: «
После первой мировой войны резко вырос спрос на различные товары, что стимулировало предпринимателей перейти к массовому производству. Так Генри Форд наладил выпуск первого в мире массового автомобиля Форд – Т»;
В качестве исторически могут быть использованы события, произошедшие до 2014 года.
- примеры из личного социального опыта участника ЕГЭ
Например:
«Мой знакомый Иван Иванов заметил, что в поселке, где он проживает, пользуется большим спросом свежая выпечка. Он решил открыть собственную пекарню и предложил соседям покупать его продукцию, чем обеспечил себе стабильный доход».
Важно знать, что в качестве примеров могут быть использованы не только реальные факты, но и модели социальных ситуаций.
Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях /посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.
Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
- Для того, чтобы завершить сочинение, необходимо сделать вывод, что вызывает затруднение у части обучающихся. Я предлагаю высказать выпускникам собственную точку зрения на предложенную проблему.
Например:
«Таким образом, я согласен с мнением автора, так как считаю, что взаимодействие спроса и предложения позволяет потребителям удовлетворять свои потребности, а предпринимателям получать материальное вознаграждение в виде прибыли».