Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 07 апреля 2020 года

Десятиклассникам о страдательном залоге в английском языке говорила преподаватель ТГУ имени Г.Р. Державина, кандидат филологических наук Ольга Дмитриевна Проскурнич. О том, как готовиться к ГИА десятиклассникам и одиннадцатиклассникам рассказала учитель английского языка МАОУ «Лицей №6» города Тамбова, победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель страны» в рамках приоритетного проекта «Образование» Олеся Олеговна Кобзева.
Лекция кандидата филологических наук, преподаватель ТГУ имени Г.Р. Державина Ольга Дмитриевна Проскурнич. Доброе утро, дорогие слушатели! Тема, о которой я буду говорить, входит в топ одной из самых сложных и запрашиваемых, среди тех, кто активно изучает английский язык в школе, университете и самостоятельно. И это не случайно, ведь речь пойдет о страдательном залоге, или как его принято называть в английском языке, пассивном, или Passive voice. Многие ошибочно думая, что пассивный залог в основном используется в формальной речи, не уделяют данной грамматической теме должного внимания. Однако, сегодня с уверенностью можно сказать, что Passive voice играет одну из ведущих ролей в повседневной речи носителей языка, и является полезным грамматическим инструментом англоязычной межкультурной коммуникации. Прежде чем мы углубимся в тонкости построения предложений в пассивном залоге, давайте попробуем понять основу данной грамматической структуры, откуда она берется и как, где и зачем мы будем ее использовать. Глаголы английского языка, как и русского обладают такой грамматической категорией, как залог (voice). С помощью залога мы можем показать, сам ли субъект совершает действие или же мы имеет дело с объектом, над которым осуществляется действие каким-либо субъектом. Именно с этой целью все глаголы английского языка употребляются либо в активном залоге (active voice), либо в пассивном залоге (passive voice). Если подлежащее (на месте которого может быть существительное или местоимение) является субъектом, который сам совершает действие, направленное на объект (то есть выполняет функцию дополнения), то мы используем глагол в активном залоге. Например: Сейчас я веду эфир на радио. Example: I’m broadcasting live on the radio now. Так как действие происходит сейчас/в данный момент, мы используем Present Continuous (т.е. настоящее длительное время). Я также использовала глагол в активном залоге, так как действие совершается мной лично, то есть я являюсь активным субъектом, который совершает действие, а именно ведет эфир на радио. Если же подлежащее (на месте которого также может быть существительное или местоимение) является объектом (или предметом), на которое направлено действие, выраженное глаголом-сказуемым, то мы используем глагол в пассивном залоге. Например: Сейчас ведется эфир на радио (мной). Example: Live on the radio is being broadcasted (by me) now. В данном случае нас интересует уже не исполнитель, поэтому мы направляем основное внимание не на лицо (или предмет), совершающее действие, а на объект действия и/или его результат (а именно эфир на радио (live on the radio). Исполнитель, как дополнение, в страдательном залоге часто отсутствует, поэтому для того чтобы в предложении обозначить или выделить лицо или предмет c функцией дополнения мы используем предлог by (так мы можем показать, кем совершается действие). Например: by me (мной), by radio host (радиоведущим), by the invited guest (приглашенным гостем) и так далее. Таким образом, мы употребляем пассивный залог тогда, когда исполнитель действия очевиден или несуществен, или когда действие или его результат нам более интересны, чем их исполнитель. Далее поговорим о том, как же образуется пассивный залог в английском языке. Для того, чтобы получить правильную формулу пассивного залога, необходимо взять вспомогательный глагол to be и поставить его в соответствующее время, лицо и число (в зависимости от подлежащего) и добавить к нему смысловой глагол-сказуемое в правильной форме, а именно добавить к глаголу-сказуемому окончание ed, если он является правильным (так, как мы cделали в примере выше broadcast – broadcasted вести эфир) или же, если глагол является неправильным, найти 3 форму интересующего нас глагола в таблице неправильных глаголов. Если вы до сих пор еще не выучили все три формы неправильных глаголов, то самое время сделать это, тем более в таблицу входят основные глаголы, которые необходимы нам для каждодневного общения (drink, read, eat, drive, write и другие). Итак, рассмотрим способы образование пассивного залога в разных временах. Начнем с настоящего простого времени Present Simple. Вспомним, что мы используем данное время, когда хотим рассказать о тех действиях, которые мы совершаем регулярно. То есть, если бы я была постоянной ведущей на радио, то в активном залоге, мы бы получили предложение: I broadcast live on the radio every Tuesday. (Я веду эфир на радио каждый вторник). Определим, ЧТО (или кто) в данном предложении является объектом над которым совершается действие? Все верно, live on the radio (радиоэфир). Ставим его на место подлежащего. Далее по схеме нам необходим вспомогательный глагол BE, который должен стоять в том времени, в котором мы описываем действие, а именно Present Simple. Вспомним 3 формы глагола be в настоящем времени. Вы правы, если назвали формы AM/IS/ARE, согласуем ее с нашим подлежащим live on the radio, которое стоит в 3 лице единственном числе, поэтому нам необходима форма IS. Получаем: Live on the radio is, но это только часть предложения, которая показывает в каком времени осуществляет действие над подлежащим live on the radio. Далее нам необходимо обозначить само действие, а именно «вести эфир», и поставить наш глагол-сказуемое в 3-ю форму, если он неправильный или добавить окончание -ed, если глагол правильный. Глагол broadcast является правильным, поэтому добавляем окончание ed и получаем наше предложение в пассивном залоге. Live on the radio is broadcasted (радио эфир ведется) далее указываем исполнителя действия by me и время every Tuesday. Live on the radio is broadcasted by me every Tuesday. Наше предложение в Present simple Passive Voice готово. Если вы хотите составить отрицательное предложение в пассивном залоге, то здесь все также легко как и в активном, вам просто необходимо добавить частицу not к вспомогательному глаголу. Live on the radio is not (or isn’t) broadcasted by me every Tuesday. (Эфир не ведется мной каждый вторник). Вопросительные предложения в пассивном залоге задаются по той же стандартной схеме, что и в активном залоге. То есть, чтобы задать вопрос, нам необходимо поставить глагол to be на первое место в предложении, после него мы оставляем объект над, которым совершается действие, за которым по схеме следует глагол обозначающий действие. В итоге мы получаем вопросительное предложение в Passive voice. Is live on the radio broadcasted by you every Tuesday? (Эфир ведется тобой/вами каждый вторник?) В том как образуется пассивный залог в других видовременных формах английского языка нет ничего сложного. Вам всего лишь нужно знать формулу и уметь ставить вспомогательный глагол «be» в том времени, в котором вы даете ту или иную информацию. Например: Для образования Past Simple Passive мы ставим глагол be в простое прошедшее время и получаем формы was и were и далее следуем общей схеме образования пассивного залога. Пример: Вчера уроки химии и русского языка транслировались по радио. Example: Chemistry and Russian were broadcasted on the radio yesterday. Для того чтобы составить предложение в Future Simple Passive, необходимо вспомнить, что простое будущее в английском языке образуется с помощью will + глагол в инфинитиве, а следовательно наш вспомогательный глагол be в будущем времени получит форму will be Пример: Завтра новые уроки будут транслироваться по радио. Example: New lessons will be broadcasted on the radio tomorrow. Еще одна часто употребляемая фраза be going to + глагол, с помощью которой также говорят о будущих планах, в пассивном залоге превращается в am/is/are going to be + глагол-сказуемое: Пример: Много новых интересных уроков будут транслированы на радио к концу этого месяца. Example: A lot of new interesting lessons are going to be broadcasted by the end of the month. Эти формы пассивного залога встречаются в речи чаще всего. Остальные можно услышать реже. Поэтому для удобства эти и другие примеры приведены в таблице, которую вы можете посмотреть на сайте радио.  
Образование пассивного залога
Время Формула Пример
Present Simple is/am/are + Ved (V3) Live on the radio is broadcasted every day. – Эфир транслируется каждый день.
Past Simple was/were + Ved (V3) Live on the radio was broadcasted yesterday. – Эфир транслировался вчера.
Future Simple will/shall + be + Ved(V3) Live on the radio will be broadcasted tomorrow. – Эфир будет транслироваться завтра.
Present Continuous is/am/are + being + Ved (V3) Live on the radio is being broadcasted now. – Эфир транслируют сейчас.
Past Continuous was/were + being + Ved (V3) Live on the radio was being broadcasted at 5 yesterday. – Эфир транслировали вчера в 5 часов.
Future Continuous
Present Perfect has/have + been + Ved (V3) Live on the radio has been already broadcasted. – Эфир уже транслировали.
Past Perfect had + been + Ved (V3) Live on the radio had been broadcasted before we came. – Эфир транслировали до того, как мы пришли.
Future Perfect will/shall + have/has+ been +Ved (V3) Live on the radio will have been broadcasted by 5 tomorrow. – Эфир транслируют завтра до 5 часов.
Perfect Continuous
  Самое главное — что надо запомнить, что пассивный залог используется, когда мы говорим о действии, которое совершается над человеком/предметом. Можно выделить следующие случаи его использования:
  1. Если мы не знаем, кто совершил действие;
  2. Нам важно само действие, а не тот, кто выполнил его;
  3. Если произошло что-то неприятное, но мы не хотим обвинять кого-то в этом.
Если перед вами стоит задача переделать предложения из активного залога в пассивный, то лучше всего следовать следующим правилам
  • В первую очередь вы должны найти в активном предложении субъект, выполняющий действие, само действие (глагол), и объект, тот предмет над которым осуществляется действие;
  • Затем, в новом предложении Passive voice, вы должны поставить на место подлежащего объект, над которым осуществляется действие;
  • Далее необходимо определить в каком времени построено предложение активного залога, когда совершается действие: регулярно (present simple), или же оно было совершено вчера (Past Simple) и так далее;
  • Следующий шаг – поставьте глагол be, который в пассиве является вспомогательным в то время, в котором вы хотите составить предложение, также не забудьте согласовать его в лице и числе с вашим новым подлежащим;
  • Далее ставим основной смысловой глагол сказуемое в 3 форму, если он неправильный, или добавляем к нему окончание -ed;
  • В заключении определяем нужно ли нам обозначить, то кем совершалось действие (by), или посредством чего (with)
Естественно при общении с носителями языка они всегда смогут понять в целом смысл высказывания, которое вы пытались донести в активе, однако ваша речь будет звучать не всегда естественно и логично. В ход будет идти так называемый русский английский и вместо одной простой фразы в Passive voice вы начнете объяснять ситуацию с помощью целой группы предложений в активном залоге.   Лекция преподавателя английского языка МАОУ «Лицей №6» Олеси Олеговны Кобзевой. Здравствуйте, уважаемые слушатели: учащиеся, учителя и родители! Особенно хотелось бы приветствовать будущих выпускников, выбравших английский язык для сдачи ЕГЭ. Именно им будет полезен мой сегодняшний радио-урок «Подготовка к ГИА». Хотелось бы конкретизировать тему и заявить ее как «Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку (устная часть)». Дата начала экзаменов перенесена на чуть более дальний срок, и это дает нам прекрасную возможность для более интенсивной, глубокой и ответственной подготовки к экзамену, от которого, без преувеличения, зависит дальнейший жизненный путь и личный успех. Хотелось бы отметить, что при подготовке данного урока мною использовались материалы, любезно предоставленные Шевченко Ольгой Владимировной, заместителем председателя предметной комиссии ЕГЭ по Тамбовской области. Таким образом, Вам, дорогие слушатели, будут представлены и методические рекомендации, и яркие примеры, и практические советы по индивидуальной работе в режиме дистанционной подготовки к ГИА. Давайте вспомним структуру устной части экзамена с 2015 года. Экзамен состоит из 4 частей.
Задание №/ уровень сложности Содержание Время на подготовку Время на ответ Макс. балл
1 базовый   Чтение текста вслух 1,5 мин. 1,5 мин. 1
2 базовый Условный диалог-расспрос 1,5 мин. 20 сек* 5 5 (за 5 вопросов)
3 базовый Описание фото (1 на выбор из 3-х) 1,5 мин. 2 мин. 7
4 высокий Сравнение 2-х фото 1,5 мин. 2 мин. 7
Самая главная ошибка учащихся в том, что они не знают критериев оценивания задания. Поэтому нам необходимо их проанализировать. Задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста оценивается по одному критерию – фонетическая сторона речи. Задание проверяет технику чтения, а именно: правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что отражает понимание содержание читаемого. Типичные ошибки экзаменуемых: - не знают основных правил чтения буквосочетаний (kn, eigh, ough, que, ild,, wh, ea, au), числительных (дат, математических знаков и символов) географических названий; - неправильно произносят звуки [θ] [ŋ] [h][ 3:]; - не умеют читать слова, в которых буквы пишутся, но не читаются: muscles, castle; - неправильно произносят ряд звуков, которые меняют смысл слов heat-hit, food-foot; - добавляют окончания или не дочитывают их; - пропускают слова и строчки; - не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как не умеют выделять главное; - не умеют читать синтагмы с перечислением c восходящей интонацией; - неправильно произносят разные коммуникативные типы предложений. Задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Экзаменуемый должен задать 5 вопросов, каждый из которых оценивается по шкале 0–1 баллов. Если вопрос задан, возможные погрешности не затрудняют восприятия, коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл. Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов. Коммуникативная ситуация носит условный характер: от экзаменуемого требуется ТОЛЬКО задать 5 прямых вопросов по указанным содержательным аспектам. Этикетный диалог не включен в задание. Разбираем критерии задания 2. Что значит «отвечает поставленной коммуникативной задаче»? – запрос информации осуществлен и соответствует коммуникативной установке, данной в задании, употребленная лексика, грамматические средства и фонетические погрешности не искажают смысл высказывания. Что значит «правильная грамматическая форма прямого вопроса? – Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке. Что значит возможные фонетические погрешности? – любые фонетические ошибки, не затрудняющие восприятие смысла высказывания. Типичные ошибки экзаменуемых - Делают вступление или заключение; - Не знают основных типов вопросов; - Используют конструкцию косвенного вопроса в неправильной форме; - Не владеют необходимым лексическим запасом и не соблюдают правила грамматики при построении прямых вопросов; - Повторяют один и тот же вопрос несколько раз в вопросах разных типов (эксперт оценивает только последнюю версию!); - Используют фразы «Tell me about…/ What about… ?», что является неверным; - часто нарушается коммуникация вследствие абсурдных с точки зрения смысла вопросов. Необходимо помнить, что обязательно использовать в первом вопросе слова, указывающие на услугу, которую говорящий (экзаменуемый) желает получить, например, Where is the swimming pool? –Where is the swimming pool located? Задание 3 базового уровня сложности
  • создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию)
  • проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения.
Данное задание оценивается аналитически по трём критериям: - решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла); - организация устного высказывания (макс. – 2 балла); - языковое оформление высказывания (макс. –2 балла). Типичные ошибки экзаменуемых - Невнимательно читают задание, видят картинки, выбирают ту, которая кажется им наиболее легкой и говорят все, что могут сказать; - Забывают произнести фразу «I’ve chosen photo number …»; - Не делают вступление или заключение - это сразу минус 2 балла за организацию; - Неверно интерпретируют содержание картинки, выдают желаемое за действительное, не употребляют названия предметов или людей на картинке, т.к. не знают слов по-английски; - Дают излишнюю информацию (рассказывают историю), происходит подмена жанра «описание» на жанр «рассказ»; - Не владеют необходимым лексическим запасом и не соблюдают правила грамматики при описании фото; - Дают только по 1 фразе на каждый пункт плана, когда их должно быть 2-3; - Не используют средств логической связи; - Перескакивают с пункта на пункт. Нарушают логику высказывания. Разбираем задание 3 (описание фото) Полезные советы: - Не делайте длинных вступлений; - Выбирайте динамичные фото, помните, что необходимо знать, как называются все объекты на фото; - Не забывайте указывать, где и когда сделано фото; - Можно сказать, что вы сами сделали фото или фото сделал кто-то из родственников/друзей; - Не придумывайте предысторий! Описывайте то, что видите; - Используйте лексику для описания одежды людей, погоды, цветов; - При описании фото (пункт 3) выбирайте Present Continuous; - Обращайте внимание на правильное использование предлогов при описании местоположения объектов, людей на фото (in the background, on the ground, at the top, to the left of…); - Используйте разнообразную лексику; - Давайте развернутую аргументацию на 4 и 5 пункты плана; - Ответ на 5 пункт плана требует личного местоимения (you) нельзя сказать I decided to show it to my friend; - Завершая свой ответ, следует сказать «That’s all I wanted to say». Каждый из готовящихся к экзамену использует шаблон, но нельзя выдавать его в чистом виде, необходимо наполнять его конкретным содержанием того, что вы видите и активной лексикой.  Задание 4 высокого уровня сложности ставит задачу
  • создания монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий)
  • Данное задание оценивается по тем же трём критериям и параметрам, что и задание 3: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла), организация устного высказывания (макс. – 2 балла), языковое оформление высказывания (макс. –2 балла).
  • Различие между заданиями 3 и 4 состоит в разном уровне сложности и разным требованиям к языковому оформлению высказывания. Для успешного выполнения задания 4 от экзаменуемого требуется более широкий репертуар лексических единиц, грамматических форм и синтаксических структур, чем для задания 3.
При подготовке ответа особое внимание нужно уделить пункту 4. В нем конкретизируется тема высказывания (say which of the ways of spending free time / reading a book / having a meal etc. you prefer / you’d prefer/ you preferred as a child.) Данный аспект помогает учащимся, не тратя времени, сфокусироваться на теме высказывания, а также верно решить коммуникативную задачу и грамматически верно выразить мысль, поскольку вариант you prefer – Present Simple, you’d prefer – сослагательное наклонение, а фраза you preferred as a child требует форму прошедшего времени (Past Simple). Разбор задания 4 (описание и сравнение 2-х фото).
  • Не делайте длинных вступлений (1-2 коротких предложения).
  • Старайтесь сразу определить тему, объединяющую 2 фото (путешествия, учеба, еда, организация праздника и т.п.), Здесь Вам поможет пункт 4 задания.
  • Описывая картинки не углубляйтесь в детали. (Кючевые слова people – action – location, ни одно из них нельзя потерять.)
  • Cравнивая картинки, используйте речевые клише и средства логической связи (2-3 аргумента).
  • То же самое выполняем, говоря о различиях.
  • Выражая свое мнение, обращайте внимание на окончание фразы (you prefer / you’d prefer / you preferred as a child)
  • Давайте развернутую аргументацию на вопрос why, лучше дать 2-3 аргумента.
  • Не забывайте сделать вывод- заключение (1 предложение).
  • Каждый из готовящихся к экзамену использует шаблон, но нельзя выдавать его в чистом виде, необходимо наполнять его конкретным содержанием того, что вы видите и активной лексикой.
Безусловно, что каждый из учащихся, готовящихся к сдаче устного экзамена работает по пособиям, которые были приобретены заранее. Однако, какие он-лайн ресурсы мне бы хотелось порекомендовать слушателям? Безусловно, самый главный ресурс- сайт ФИПИ, раздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» - Английский язык - Говорение. Там помещены задания прошлых лет. Следующий ресурс - «Решу ЕГЭ», где вы найдете 54 варианта заданий. Сайт «Статграда» предлагает нам прошлогодний вариант своей работы в открытом доступе, а после 17 апреля обещают предоставить вариант этого года. На мой взгляд, это самый сложный и интересный вариант подготовки. Устный экзамен прошлого года представлен в 3 вариантах. Хотите проверить себя в режиме реального времени? Тогда «Тренажёр по говорению ЕГЭ и ОГЭ SvetlanaEnglishOnline» для Вас. Он работает без регистрации и с компьютера, и с телефона. Есть функция предварительной проверки качества записи, как на экзамене. Запись ответа также можно сохранить, прослушать и проанализировать. Вам предложены 50 вариантов устного экзамена. Испытываете трудности с составлением вопросов? Тогда, поработав, например, с брошюрой Р.П.Мильруда «ЕГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты» с аудиоприложением, вы можете воспользоваться вариантами с сайта https://neznaika.info/ege/english/, где предлагается для тренировки задать не 5, а 15 вопросов. Многие старшеклассники нашей области работают с платформой МЭО. «Мобильное электронное образование» — разработчик и поставщик системных программных решений, образовательных услуг и сервисов, обеспечивающих реализацию требований ФГОС. Даже если вы не участвовали в этой программе под эгидой Управления образования и науки Тамбовской области, даже если Ваше учебное учреждение не работало на данной платформе, сейчас МЭО предоставляет бесплатный доступ на время периода дистанционного обучения. Учащийся самостоятельно или с помощью преподавателя может отправить заявку на бесплатное подключение и работать в системе. Прекрасный курс «Английский язык. Подготовка к ЕГЭ» предлагает тесты не только интересные с точки зрения подготовки к итоговой аттестации, но и развивающие общий кругозор и социокультурную компетентность учащихся. Горячо рекомендую Вам эту платформу, сама использовала ее со своими ребятами. Итак, сегодня мы с вами, дорогие слушатели, еще раз вспомнили структуру и особенности устного экзамена по английскому языку, который длится всего 15 минут, но может принести Вам долгожданные 20 баллов из 100. Надеюсь, что анализ типичных ошибок позволит вам их избежать, предложенные рекомендации вы активно будете использовать в индивидуальной подготовке и непосредственно на экзамене. Не забывайте рекомендованные вам онлайн ресурсы, т.к. согласно английской поговорке Practice makes perfect - «Практика приводит к совершенству».

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов