Классическая проза. Аркадий Аверченко: Сатирический рассказ «Ихневмоны», читает Константин Денисов

Юмористический рассказ «Ихневмоны», повествующий о корреспонденте городской газеты, вынужденного по приказу главного редактора писать хвалебную рецензию на выставку картин неоноваторов, был создан в 1911 году.
Художественные произведения, созданные в духе абстракционизма, вызывают у корреспондента чувства недоумения, чем ставят в затруднительное положение и затрудняют написание рецензии. Совершенно неожиданно урок владения журналистскими трюками молодому человеку преподносит загадочный незнакомец… Аверченко выступает поборником не просто талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Исходя из здравого смысла, высмеивает он, например, отор­ванный от жизни романтизм («Русалка»), однако смех его достигает звенящей сатирической силы и едкости, когда он обращается к упадническим течениям современной ему литературы или живописи. И здесь снова приходится вернуться к общей линии «Сатирикона». Художники, поэты, рассказчики постоянно избирают в журнале мишенью для сатиры уродливое, антиэстетическое, больное в искусстве. Нет ничего удивительного в том, что темы иных карикатур и пародий повторяют или предвосхищают сюжеты ряда аверченковских рассказов. Болезненно повышенная чувствительность и эротомания в произведениях некоторых символистов, например, находят на страницах «Сатирикона» непритязательный, но едкий отклик: художник Баян («Любовь, в отечественной литературе») и Аркадий Аверченко (рассказ «Крайние течения») выводят декадента, который считает любовь к женщине явлением устарелым и желает жениться на... козе. Формалистическая заумь «левых» художников высмеивается и в карикатурах Ре — ми и Радакова, и в литературных шаржах Аверченко («Ихневмоны», «Изумительный случай» и т. д.).
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов