Как произведения искусства в областной картинной галерее получают вторую жизнь

В августе две работы из коллекции областной картинной галереи отправятся во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря. Впрочем, поедут они не на реставрацию, а на выставку. Экспозиция будет посвящена произведениям, некогда получившим вторую жизнь в знаменитом центре.

Интересно, что реставрировали эти картины полвека назад, после чего они не только находились в залах картиной галереи, но и принимали участие в ряде крупных выставок, при этом реставрационного вмешательства более не потребовали.

- Глазу специалиста видно сразу. Здесь, на фоне рисунка холста, мы видим реставрационные вставки грунта, то есть в этом месте в своё время был прорыв, и он был затонирован реставратором.

Реставрационные тонировки темнеют, со временем краски меняют цвет. Но мастерски выполненная работа на полотнах смотрится незаметно большинству посетителей галереи. Ольга Михайлова – художник-реставратор областной картинной галереи, с интересом рассказывает и о работе коллег из центра Грабаря.

Большие слои грунта. Это мел и осетровый клей, были нанесены на авторскую живопись перед тем, как переписать картину, и это сохранило авторский слой нетронутым. В 1960-70 годы реставраторы Московского центра Грабаря удалили записи и лежащие на авторском слое грунт и выявили ту живопись, которая была сделана нидерландским художником,

- Ольга Михайлова, художник-реставратор.

«Мужской портрет» кисти Михаэля Янс ван Миревельта – одна из работ, которая в ближайшее время отправится на выставку в столицу. В картинную галерею она была передана из краеведческого музея в 60-х годах прошлого столетия. Состояние картины оставляло желать лучшего. Чтобы сохранить произведение, его направили на реставрацию, которая длилась пять лет: с 1968-го по 1973-й годы.

- Мы видим качественную реставрацию. Не покоробилась и не изменилась основа. Паркетаж её удерживает. Кроме того, для привычного взгляда зрителя предметы на столе, как часы и книга, рассказывающие символически о владельце, как человеке состоятельном и интеллектуальном, видны сейчас. Перед реставрацией выяснилось, что картина была в позднее время сильно переписана, и книга не просматривалась.

Кроме того, была открыта подпись, что не оставило сомнений в подлинности. Над картиной трудились сразу два реставратора. Один работал с живописной поверхностью, другой с деревянной основой, главная проблема которой в том, что из-за изменения влажности в помещении она может коробиться, а склеенные доски – разъединяться, нарушая целостность полотна. Техника же «паркетаж» позволяет удерживать основу в прямом состоянии.

- В музее картины обязательно с оборота закрывают картоном, это называется конвертирование работ, чтобы не попадала пыль. И под конвертажем мы видим паркетирование оборотной стороны основы деревянной, которая сохранила её на долгие годы и целостной и не позволила деформироваться доскам.

Ещё одна работа, которая отправится на выставку в Центр Грабаря – произведение Августина Сцилла «Архимед». На время отсутствия её место в экспозиции займет картина неизвестного художника «Христос с динарием», которая, кстати, прошла реставрацию в мастерской Тамбовской областной картинной галереи.

Работа в своё время находилась в серьёзном по повреждениям состоянии, холст достаточно ветхий и о старости работы его можно было судить, потому что она натянута была деревянными гвоздями. Гвозди эти использовались до того, как стали применять металлические, выполненные заводским способом.

Сейчас картина сдублирована, заделаны были прорывы и нанесены в необходимых местах реставрационные тонировки. В чём работа именно музейного научного реставратора – нельзя заходить на авторскую живопись и все тонировки, то, что я говорила о Миревельте, когда затонирована авторская живопись, записи стараются удалить, открыть максимально автора, тонировки производятся только в пределах утрат. Нередко реставратор работает с лупой или даже под микроскопом, чтобы не заходить на авторский слой,

- Ольга Михайлова, художник-реставратор.

Тонкая и кропотливая. Работа реставратора на вес золота. Восстановить и не исказить – задача непростая даже для опытных мастеров. Неслучайно на реставрацию произведений искусства уходят месяцы, а нередко и годы. Особые требования и к реставрационным мастерским.

- Мастерская находится в обычном помещении, но размещали с северной стороны, чтобы меньше солнца. В реставрационных мастерских запрещено ставить кондиционеры, чтобы не было резкого перепада температурно-влажностного режима.

Сейчас в работе у Ольги Михайловой несколько картин из коллекции галереи. Прежде чем приступить к реставрации, полотно тщательно изучают.

- Глазу без ультрафиолетового освещения незаметны реставрационные вмешательства, но, как раз за счёт ультрафиолета всегда выявляется то, что привнесено на авторскую живопись позже.

Это «Шествие амуров» из серии «Времена года». Автор французский художник XVIII века Пиа Соваж. В областной картинной галерее четыре его работы, выполненные в технике гризайль. Они встречают гостей в вестибюле.

На реставрацию картина поступила из-за отставания от основы старой заплаты, теперь провыв состыкован по новой технологии. Чтобы работа по восстановлению осталась незаметной для зрителей у мастера много простых, но в то же время действенных приёмов.

Реставратор использует не деревянную, не пластиковую палитры, а работает на фильтровальной бумаге. Масло, которое лишнее в краске, так как это у нас старая живопись, оно поглощается фильтровальной бумагой и не попадает лишнее на картину,

- Ольга Михайлова, художник-реставратор.

- Какой картина предстанет перед зрителями, во многом зависит и от освещения. В залах областной картинной галереи в этом году установили специальные музейные светильники. Если обычные лампы могут негативно воздействовать на живопись, то специальные, за счёт установленных фильтров, не вредны для картин и при этом подчёркивают на полотнах детали, которые без данного оборудования просто-напросто были бы не видны.

Возвращаясь к работам, которые совсем скоро ждёт путешествие в столицу, отметим, что на выставке в Центре Грабаря они пробудут до конца текущего года.

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

Exit mobile version