История каждый день: 25 января

События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.

25 января (12 января по старому стилю) 1881 года в 4 часа пополудни в зале гостиницы Михайлова собрались выпускники разных университетов и других высших учебных заведений, чтобы почтить скромным обедом годовщину старейшего из наших университетов - Московского. В начале торжества на имя ректора Московского университета была отправлена телеграмма следующего содержания: «Бывшие студенты разных университетов и других высших учебных заведений, празднуют в Тамбове годовщину Московского университета и шлют ему искренний привет!» Перед первым бокалом шампанского, провозглашенный прокурором местного окружного суда Москалевым тост за здоровье Государя императора встречен был единодушным «Ура!» и стройным пением национального гимна «Боже, Царя храни» под аккомпанемент военного оркестра. Затем, старейший из студентов Московского университета врач Ситовский прочел написанное им на этот случай стихотворение. Тотчас, после троекратного «Ура!» раздалась застольная студенческая песня «Гаудеамус». Один из присутствующих, пользуясь настроением публики, предложил устроить благотворительную подписку в пользу бедных, или, как тогда говорили, недостаточных студентов. Очевидцы того обеда писали в газете «Тамбовские губернские ведомости», что «...все участники пиршества, несмотря на различие сословий и званий, были связаны между собой узами братства, во имя дорогих воспоминаний цветущей молодости. Гости, забыв свои лета, солидное положение, на тот праздничный вечер превратились в юношей, оставив стеснительные рамки светского приличия: то затягивали удалую песню, то тешили товарищей лихой пляской». Таковы были нравы в просвещенном 19-м веке.

В нашей рубрике «Тамбовской области – 85» сегодня мы продолжим изучать свидетельства наиболее значимых событий из истории региона, его экономической, научной, культурной жизни. Год 1937-й, когда после «великого перелома» была вновь образована непокорная большевикам Тамбовская область, был богат на события. Месяцем ранее, в декабре 1936 года была торжественно принята Конституция СССР, которую позже назвали Сталинской. В ней говорилось о ликвидации эксплуатации и эксплуататоров, провозглашалась полная победа социализма в стране. Правда, оговаривалось, что пока существует капиталистическое окружение, сохраняется угроза социализму. Большой террор нарастал, но было бы неправдой утверждать, что глубинная Россия, Тамбовская область, была насквозь пропитана страхом, ненавистью и подозрительностью. Ряды сторонников новой жизни и коммунистических идей объединяли тамбовцев разных поколений и разного социального происхождения. Юных, с советской школой за плечами, с основами большевистского миропонимания и с «пламенным мотором» в душе, неудержимо стремящихся к городской жизни, образованию, желанной профессии было в том потоке больше всего.

При всех издержках и преступлениях тогдашней партийно-советской власти, революция действительно открыла небывалые возможности «стать всем» для тех, «кто был ничем». Жизненный успех обеспечивался активным принятием нового строя и «правильным», рабоче-крестьянским происхождением. Люди тех лет прекрасно понимали – не будь революции, у парней (а о девушках и говорить нечего) из тамбовских деревень, из городских низов почти не было шансов выучиться, выбиться «в люди» и стать учителем, врачом, инженером, летчиком, «красным командиром» или «красным директором». Идеи социальной справедливости, заложенные в коммунистической теории, во многом воплощались в жизнь. К тому же оставаться в разрушавшейся традиционной деревне было не просто бесперспективно, но и порой опасно. Городская жизнь в 1920-30-е годах была несопоставима с жизнью в колхозе с нередкими голодовками, постоянным тяжким и грязным трудом, «палочками» за трудодни, окриками и хамством полуграмотного начальства. Все это резко отличалось от жизни тамбовского заводского рабочего или служащего с 7-часовым рабочим днем, с зарплатой «живыми деньгами», ежегодным отпуском и выходным через каждые пять дней, с первыми автобусами, с кино, театром, танцами, кружками, школами, техникумами, ВУЗом, военными училищами и прочими прелестями жизни. Даже срочная служба в Красной Армии была аргументом в пользу советской власти, ибо там многие сельские парни впервые в жизни наедались досыта, знакомились с «нормальной» одеждой, обувью, постелью и здоровым бытом.

Важной приметой слома прежнего уклада жизни стал самостоятельный выбор юношей и девушкой своего жизненного пути – от отъезда на учебу или работу из родного дома до выхода замуж по любви, а не по родительскому «сговору». Активная приверженность молодого поколения советской власти подкреплялась и тем, что на их глазах и при их участии страна быстро и действительно становилась сильнее и краше. Советская же пропаганда в газетах и кино, по радио и в театре подавала эти подлинные успехи в еще лучшем, приукрашенном виде. Советский патриотизм молодых к концу 1930-х годов был мощным и широким явлением тогдашней общественной жизни. Впоследствии, в годы войны, именно он стал основой массового героизма на фронте и в тылу. Довоенная общественная, жизненная активность молодых и юных тамбовцев проявляла себя в разных формах. Предметом чести и гордости ваших прадедов были сдачи норм военно-спортивных комплексов ГТО (Готов к труду и обороне), «Ворошиловский стрелок». На заводах, в учреждениях и особенно в учебных заведениях процветала художественная самодеятельность. Юные атеисты реализовывали себя в обществе «воинствующих безбожников». Дружно проходили сборы средств в рамках разных государственных кампаний. На всю оставшуюся жизнь оставались приятные и веселые воспоминания о летних танцах в Горсаду, в новом Доме культуры «Знамя труда» или в училище ГВФ, о зимнем катании на коньках на городских катках, о летних и зимних турпоходах, о советских праздниках 18 марта (День Парижской Коммуны), 1 мая (День Международной солидарности трудящихся), 7 ноября (годовщина Октябрьской революции), 5 декабря (День Конституции).

По народному календарю этот день 25 января носит название Татьянин день или Бабий кут. Название праздника происходит от церковного дня святой Татианы, погибшей за свою веру во Всевышнего. Традиционно в Татьянин день старшие женщины семьи пекли каравай. К нему относились всегда с почтением, поскольку такой хлеб символизировал плодородие и мощь солнечной энергии. Чтобы сила солнца передалась домочадцам, хозяйка раздавала всем по кусочку каравая. Оставшиеся крошки скармливали домашнему скоту и птице. Незамужние девушки молились святой Татьяне, прося помочь наладить личную жизнь. В Татьянин день принято было убираться, поэтому девушки утром шли к водоему и стирали домашние половики. Обратно нести мокрые коврики помогали парни. После половики развешивались на сушку на заборе, веселясь, молодежь определяла, чей ковер красивее. Чтобы навсегда приворожить суженного, девушки клали чистый половик на входе у порога. Если парень, заходя, вытирал об него обувь, то становился постоянным гостем. Примечая в Татьянин день снегопад, ожидали летнюю пору с ливнями. Морозная и солнечная погода предвещала богатый урожай на сборе. Раннее возвращение птиц по весне ждали, глядя на ясное солнце. Если у хозяйки получалось выпечь хлеб с ровной коркой, значит, наступал благополучный год.

По православному календарю в этот день 25 января именины празднуют все, кто носит имя Петр, Савва, Татьяна. Будьте счастливы!

МЕТА:
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов