История каждый день: 13 апреля

13 апреля. События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.

Солнце сегодня взошло над Тамбовом в 5 часов 19 минут и скроется за горизонтом в 19.09. 13 апреля на календаре – четверг. Название в русском языке происходит от числа «четыре», поскольку четверг — четвёртый день «по неделе» (после В буквальном переводе с японского, — «день дерева» В православии: В четверг пятой седмицы Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской, поэтому обычно накануне (в среду вечером) в православных храмах читается её житие с Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского; На Страстной седмице в Великий четверг, предшествующий Пасхе — день воспоминания Тайной вечери и установления Иисусом Христом таинства Евхаристии. В этот день все верующие стараются причаститься Тела и Крови Христовых. На Божественной Литургии в Великий четверг священники особым образом заготавливают Запасные Дары на весь год.

Строчка «Рождённый в четверг далеко пойдёт» из этого стихотворения стала основанием для нескольких песен современной эстрады.  А у меня почему-то с юности четверг ассоциируется, как рыбный день, который обычно был в столовых общественного питания.

Сегодня наш исторический экскурс мы продолжим с воспоминаний предков о селе Горелое , что расположено на левом берегу Цны  в 25 км. севернее Тамбова. В этом году этому населенному пункту исполняется 400 лет.Село вытянуто вдоль главной дороги на несколько километров на  6 км. А в трёх километрах от Горелого есть ключ, называемый местными жителями «Святой источник» или «Святой колодец». В Горельском городище, находящемся в 3 километрах от села, датируемым 7–3 веками до н. э., 9–10 веками, была обнаружена керамика городецкой культуры раннего железного века и среднецнинской мордвы.О названии села писал местный писатель, участник Великой Отечественной войны Михаил Репин: древние поселенцы часто кочевали с одного места на другое в поисках пищи. Ютились они в шалашах. По ночам жгли костры. И в одно время подул ветер-ураган и распространил пламя по всему лесу, где находились кочевники, и спалил дотла сосновый бор, прилегающий к Цне. Первоначально местные называли поселение «горелым местечком», но со временем слово «местечко» выпало из народной памяти и слово «горелое» так и осталось до сих пор. Первое упоминание о Горелом относится в 1623 году. То время охарактеризовал князь Кропоткин следующими словами: «Село Горелое полковых казаков на реке Цне. А в нём церковь. В селе казаков 100 человек. Всего им, казакам, земли дано и с сенными покосами 400 десятин». В книге переписи мужского населения 1710 года, по свидетельству краеведа Н. Муравьёва, сообщено о том, что в основном в селе проживают полковые казаки. Казацких домов насчитывалось 181, а людей в них 194 человека мужского пола. Горельские казаки принимали участие в крестьянском восстании Степана Разина. Во время подавления восстания под предводительством К. Щербатова и Бутурлина, февраля 1671 года, село было сожжено. В период бунта Емельяна Пугачёва село Горелое было центром организации повстанческого уездного отряда.

Происходили крестьянские волнения в период реформы 1861 года. Щукины, Уклеины, Мещеряковы, Кузнецовы, Баженовы, Поповы от голода учиняли расправу над помещиками и купцами, которые сопровождали через Горелое хлеб и фуражное зерно из Тамбова на Моршу. Схватки чаще всего происходили у моста, который назвали «буйным», он сохранился и поныне. Первой школой в Горелом была начальная, содержалась за счёт 240 рублей от земства и 95 рублей от крестьян. Начало ей было положено в 1812 году. В 1914 году тамбовское уездное земство открыло женскую школу в селе. Также в XIX веке открылась приходская школа.

В годы гражданской войны сельчане заняли позицию советской власти, здесь был организован отряд по ликвидации антоновского движения под командованием Т. Щукина, который впоследствии влился в армию Тухачевского. В сельских очерках М. Репина описаны события в период зверств бандита Бадова, с начала двадцатых годов, когда он расправился с председателем сельского Совета Уклеиным Дмитрием Арсентьевичем, у церкви расстреляли несколько человек. По данным за 1926 год, в селе проживало 6217 человек. Сейчас в Гореловом живет более трех тысяч сельчан.

В 1929 году был организован первый в этих краях колхоз «Верный путь», в последующие два года прошла коллективизация и было создано ещё пять колхозов: «Имени 8 марта», «Имени Ворошилова», «Красная нива», «Ленинский путь», «Красный луч».

1200 сельчан ушли на фронт и только более 400 человек вернулись. На территории села Горелое формировалась артиллерийская часть, а в 1943 году на отдыхе и пополнении располагался танковый батальон, впоследствии влившийся в полк, ставший гвардейским, танкисты сражались под Сталинградом.

В селе есть большой дом культуры. ДК построен в пятидесятые годы как кинотеатр «Колос» с кинозалом на 300 мест. Но его закрыли. В настоящее время в ДК проводятся праздничные концерты, дискотеки и часто приезжает цирк. Есть детская музыкальная школа на 120 учеников, открытая в 70-е годы в старом одноэтажном кирпичном здании. В юбилейный для села год мы еще вернемся в наших передачах к разговору о судьбе села Горелове и его жителях.С 1949 года кстати в селе Горелое несколько лет жил советский писатель Н. Е.Вирта. В настоящее время дом Вирты сгорел. Он был расположен рядом со старым кладбищем, на высоком берегу реки Цны.

 Обратимся к календарю памятных дат областной научной библиотеки имени Пушкина. Его страницы сообщили нам о том, что 13 апреля 1803 года состоялось публичное наказание духоборов в селе Троицкая Дубрава Тамбовской губернии. Отвергая убийство как величайший грех, духоборы отказывались служить в армии. Они считали, что земные власти избраны людьми, поэтому подчиняться им надо только тогда, когда их законы не расходятся с Божьими. Поэтому конфликт интересов с местными светским и духовным начальством был неизбежен. Семьи духоборов разлучали - крестьян отдавали в солдаты, детей – на воспитание православным крестьянам, жены духоборов должны были следовать за мужьями. Так продолжалось до 1803 года, когда духоборам указом императора Александра I было разрешено поселиться в Крыму. Тамбовские духоборы под действие указа не попали. Чтобы иметь основание просить о переселении, им нужно было доказать, что местные власти притесняют их. Такой повод представился, когда в селе Троицкая Дубрава возник инцидент между духоборами и местным священником. Дело дошло до Александра I, который повелел тамбовскому губернатору Палицыну переселить тамбовских и воронежских духоборов в Таврию на земли около реки Молочные Воды. Переселенцы в Таврии дали некоторым сёлам названия, напоминавшие им о прежних местах: «Горелое», «Тамбовка», «Троицкое». С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием — ему был даже поставлен памятник.

13 апреля - день рождения Елизаветы Ивановны Юстовой, члена Союза архитекторов СССР.

Сегодня же, 13 апреля, родился Николай Николаевич Наседкин, писатель, литературовед. Член Союза писателей России.. Николай Николаевич – автор книг рассказов, повестей, пьес, романов, вышедших в московских и тамбовских издательствах. Много лет Николай Наседкин исследовал творчество Ф.М. Достоевского, в результате он стал автором книг «Достоевский: портрет через авторский текст» (2001), «Самоубийство Достоевского» (2002), «Достоевский: энциклопедия» (2003, 2007). Книги Николая Наседкина выходили в Польше и в Черногории.

По народному календарю сегодня - Ипатий Чудотворец. В народе святого почитали как помощника в зачатии и рождении детей. Бесплодные пары молились ему, прося дать младенца. Приметы на Ипатия Чудотворца указывали какой будет погода. Если наблюдали еле видимые облака, готовились к дождям. Ясный день сулил приход настоящего тепла. Именины сегодня празднуют все, кто носит имя Авда, Аполлоний, Вениамин, Иннокентий, Иоанн, Иона, Ипатий и Мария. Будьте счастливы!

МЕТА:
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов