Остричь шерсть, перебрать, расчесать и потом приступать к валянию. Конечно, у современных представителей ремесла существует множество электрических помощников. Но, чтобы представить процесс изготовления валенка максимально аутентично, учёные знакомят гостей с орудием труда конца XIX века.
- Это обе колодки называются? Это колодка, это чушка. Представим, что тут шерсть. И ты шерсть начинаешь укатывать, чтобы шерсть была ровная.
В наше время свалянные вручную валенки чаще относят к сувенирной продукции. Мало кто готов посвятить время столь трудоёмкой работе в век технологий. Но изучать процесс важно, в том числе, с точки зрения экономики, убеждены преподаватели. Ведь это готовый вариант бизнеса, а значит, появления новых рабочих мест.
Это восстанавливает в какой-то степени наши традиции. Раньше же валенки делали часто, это была основная обувь для мужчин и женщин,
- Даниил Толбатов, учащийся Тамбовской православной гимназии.
Исследование этого направления кустарного производства преподаватели Державинского университета проводят при грантовой поддержке вуза. В течение нескольких лет историки собирают архивные данные, а филологи организуют этнолингвистические экспедиции.
Как таковой народный быт он, конечно, изучается многими. Различные орнаменты, рисунки, орудия труда. Но мы бы хотели не просто рассказать, как об орудиях труда, но и показать, как развивались капиталистические отношения и как сельские мастера повлияли на развитие капитализма в России,
- Георгий Махрачев, старший преподаватель кафедры истории и философии ТГУ имени Г. Р. Державина.
Такого рода мастер-класс показывает, как на деле работает профминимум для школьников. В этот раз преподаватели вуза не только провели познавательный экскурс, но и познакомили ребят с профессией историка, в рамках курса «Россия – мои горизонты». Поэтому вполне возможно, что кто-то из учащихся сегодня определился, кем стать в будущем.