Период самоизоляции стал серьезным испытанием для малого бизнеса. До сих про закрыты торговые центры, кафе и рестораны. Экономический кризис нарастал вместе с пандемией коронавируса. Сейчас ученые всего мира ищут вакцину, способную защитить нас от новой волны заболевания, а предприниматели пересматривают финансовые риски.
Парикмахерские и салоны красоты без работы оставались сравнительно недолго. Конечно, плотной записи на процедуры нет и сейчас, но с оглядкой на меры санитарной безопасности, сфера бьюти-услуг одной из первых открыла двери для посетителей.
Я очень рада, что наконец-то открылась гримерка, потому что во время пандемии у меня было день рождения и мне очень хотелось выглядеть хорошо, но мне пришлось наводить марафет самой, потому что не было возможности прийти сюда,
- Елизавета Семенко.
- Отсутствие клиентов - это, конечно, экономические потери, но в студии макияжа готовились ко встрече посетителей и не теряли времени зря. Даже за закрытыми дверями здесь продолжали творить красоту. На этот раз в отношении дизайна. Обновили цвет стен, закупили новую мебель и даже поменяли окно. Шумная и грязная работа, которую было невозможно вести при полном клиентском зале.
Профессиональный макияж прерогатива светской жизни: фотосессии, праздники, пышные свадьбы... На самоизоляции визажисты готовились к их возвращению.
Мы взяли себя в руки в определенный момент, и подумали, что мы можем действительно сделать в этот период и что это время нужно как-то использовать с пользой. Мы проходили несколько недель обучение дополнительное, то есть повышали квалификацию, каждая из наших девочек. Слава Богу, сейчас много онлайн обучения,
- Светлана Патченская, руководитель студии макияжа.
До пандемии в студии работали семь мастеров. Сейчас штат укомплектован в том же составе. Избежать сокращений удалось благодаря господдержке. По оценке экспертов, в нашем регионе на поддержку бизнеса было направлено свыше одного миллиарда рублей. Это налоговые льготы, выплаты на зарплату, снижение ставок по кредитам и, конечно, лояльность арендодателей.
Я значит, что заметил. Предприниматели разделились на два лагеря. Первые заняли выжидающую позицию, а вторые, которых меньшинство, они заняли проактивную позицию. То есть они понимают, что государство предприниматель определенные меры поддержки малого и среднего бизнеса, но и они тоже не сидят на мест. Они пересматривают стратегию ведения бизнеса, какие-то новые инструменты внедряют,
- Алексей Иванов, директор торгово-офисного центра.
Туристический бизнес одна из наиболее пострадавших отраслей. Теперь просто выйти из дома - уже событие. Многим путешественникам даже не пришлось собирать чемоданы, их туры сгорели под натиском коронавируса.
- Как только закончится режим самоизоляции, наступит пора отпусков. И вот тогда усидеть на месте будет совсем сложно. Конечно, о заграничном вояже речи теперь не идет, но в качестве альтернативы вполне можно рассмотреть экотуризм или путешествие по России и даже малой Родине.
У нас застоя абсолютно в спросе нет. Потому как клиенты сами звонят и просят. Буквально сегодня я получила несколько звонков, они спрашивают каждую неделю: «Что-то может быть открылось? Может быть мы сможем поехать по России куда-то отдыхать?». Для людей это образ жизни,
- Юлия Мурлыкова, владелица туристического агентства.
Как только вирус отступит, ограничительные меры пойдут на спад. Для малого и среднего бизнеса это станет началом выхода из кризиса. Необходимо наверстать упущенное и получить прибыль. Закаленные самоизоляцией предприниматели, уже знают, путь будет долгим, но дорогу осилит идущий.