«Тот же паровоз «Лебедянка», мысль о котором нам пришла к 150-летию локомотивного депо. Это паровоз Черепанова, который работники депо сделали своими руками полностью, воссоздав все размеры и чертежи. А вот в этом году решил сделать экспозицию, которая будет передана музею для сохранения для потомков», - Алексей Козлов, мастер участка производства Моршанск Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава.Передачу Алексей планирует приурочить к профессиональному празднику - Дню железнодорожника. Его отмечают в первое воскресенье августа, так что времени на реставрацию у него осталось немного. Но мастер участка заверяет - успеет в срок.
По железной дороге в глубь истории или как рельс может стать музейным экспонатом
Находка, место которой в музее. В руки жителя Моршанска попали рельсы, возраст которых давно перевалил за сотню лет. Для тех, кто также, как наш герой интересуется историей железной дороги, это самый настоящий клад.
Алексей Козлов - потомственный железнодорожник в третьем поколении. Шутит, что стук колёс для него сродни биению человеческого сердца. И всё, что связано с поездами и строительством путей всегда вызывало горячий интерес. Поэтому, когда в его руках оказались столь исторически ценные экспонаты, по-началу даже не поверил своему счастью.
- Уникален и случай, благодаря которому были найдены редкие экспонаты. Например, непосредственно в депо нашли только вот этот рельс. Вот этот нашли случайно при реконструкции стадиона, а вот эти две и вовсе служили опорами для забора.
Экспонаты Алексей отвез в гараж, решив отреставрировать находки. Но только лишь наведением блеска на рельсы не ограничился. Так получилось, что эта железная дорога и в архив его привела.
- Это почетная грамота Башмакову Александру Дмитриевичу, тому, кто строил железную дорогу через Моршанск. Оригинал находится в музее.
Ещё железнодорожнику-историку удалось найти облигации тех лет, а также телеграмму, в которой говорится: «Железная дорога открыта». Дата - 1867-й год.
- Уже образовывается и Ряжско-Вяземская железная дорога. То есть, если по вертикали идем. Их объединяют, три дороги в одну, и она называется Сызрано-Вяземская железная дорога, которая просуществовала вплоть до революции.
Как было, так и будет. Алексей оставит рельсам первозданный вид, только, по-возможности, уберет ржавчину. Обновлённые, они займут законное место на выставочных шпалах, присоединившись к другим железнодорожным памятникам Моршанска.