Один в один, какая и была, только теперь в бронзе увидят тамбовчане «Скорбящую мать». Такую задачу ставят перед собой реставраторы и реконструкторы, которые завершают формовку скульптуры гипсом. Каждая составляющая должна быть распределена таким образом, чтобы её можно было легко снять, и на неё не приходились никакие выступающие части. Так, фигуру теперь образуют более полусотни частей. И это только одна из тонкостей работы.
То, что у нас идет каждый кусочек, он должен выходить по форме. В этом и есть одна из сложностей, чтобы повторить это всё. Соответственно потом впоследствии в той же последовательности нужно и собрать. Основные технологические действия, это разобрать, почистить, каждый момент отреставрировать, если что-то где то есть. Ну это, в принципе, работы,
- Сергей Дрокин, реставратор.
Для таких работ - не сезон, что сильно усложняет процесс. Вода зимой ледяная, такая же смесь для лепки. Мало того, что сам по себе гипс моментально сохнет, тепловая пушка нагоняет градусы, сжигает кислород и подгоняет реконструкторов.
- Здесь очень много пустот. Поэтому так все распределяем. И делаем это очень оперативно.
Опыт большой. Вместе с продолжателем династии скульпторов Александром Парамоновым выполнили порядка 20 мемориальных комплексов, в их числе и реконструкции аналогичные этой. Только на этот раз, признается Александр Парамонов восстанавливал порядком сглаженные и разрушенные непогодой и временем части скульптуры с особым трепетом.
Большую память в себе несет. Я сюда приходил еще ребенком с дедулей возлагал гвоздики. И сейчас я рад, что это еще долго прослужит и простоит еще долгие и долгие сотни лет,
- Александр Парамонов, скульптор.
- Сейчас лик «Скорбящей матери» скрыт. Однако тамбовчане еще раз увидят его 23 февраля. К этому дню восковку снимут. И здесь на Воздвиженском кладбище пройдут торжества в честь Дня защитника Отечества.
А уже к маю бетонную скульптуру заменит бронзовая. Как пояснил эксперт и консультант, тамбовский скульптор Виктор Остриков, символ скорби и памяти грозил рассыпаться от времени.
Проволока торчала, трещины были. Он еще год-два и вообще бы рассыпался. Некоторые поднимают вопрос, зачем убирать? Они думают, что это камень. Это не камень. Это просто бетон с мраморной крошкой. А сейчас закон вышел. Запрещается в некоторых областях, вообще запрещается ставить из бетона. Потому что они недолговечные. Несколько лет, а потом каждый год реставрация,
- Виктор Остриков, скульптор.
К новому монументу, уже в бронзе, уверяет Виктор Остриков, возлагать цветы и отдавать дань памяти воинам смогут еще многие и многие поколения тамбовчан.