«Красочный слой всегда осматривается с помощью ультрафиолета»: в чём заключается работа реставратора

Как живут произведения искусства за пределами экспозиционных залов? Тамбовская картинная галерея приоткрыла завесу в «тайную комнату» реставратора. Помимо так называемой дублировки повреждённых полотен, то есть восстановления шедевров прошлого, мастерам порой приходится становиться даже детективами.

Прежде чем начать колдовать над картиной, реставратор тщательно и долго изучает произведение искусства. Это позволяет мастеру сориентироваться, в какой технике и как нужно работать. Кстати, именно благодаря такому исследованию возвращают авторство безымянным живописным шедеврам.

Красочный слой всегда осматривается с помощью ультрафиолета. Что позволяет выявить, были ли поздние вмешательства в картину или нет. Здесь для советской живописи характерно тонкое лаковое покрытие, практически его отсутствие,

- Ольга Михайлова, художник-реставратор научно-просветительского отдела Тамбовской областной картинной галереи.

Реставрационный лак имеет голубоватое свечение. На мужском портрете такого нет. А вот в натюрморте Дмитрия Щербиновского художница увидела добавление красок. Но не исключено, что это сам автор картины вносил последние штрихи, поясняет реставратор.

К слову, эта работа в многочисленных трещинах, которые только предстоит устранить. Чтобы «оживить» картину, потребуется немало времени. Кстати, даже подрамники для музейных работ делают особым образом.

Они имеют по углам клинья и позволяют растянуть полотно, не снимая его с подрамника. Когда глухое крепление подрамника – нам приходится холст откреплять. А музейный подрамник продуман для того, чтобы как можно меньше травмировать картину,

- Ольга Михайлова, художник-реставратор научно-просветительского отдела Тамбовской областной картинной галереи.

В этой поистине филигранной работе, имя которой дублировка, нет мелочей. Осетровый клей, который наносят на повреждённые участки, реставратор готовит самостоятельно. В работе использует папиросную бумагу. Которую проглаживают исключительно тёплым чугунным утюгом. Иначе никак.

А посетители картинной галереи порой не догадываются, какая значимая работа кипит за стенами экспозиционных залов в «тайной комнате».

- С позволения реставратора, сейчас уникальный случай, мы прикасаемся к произведению искусства. Можем наблюдать, что эту картину подвергли дублировке. Здесь были утрачены кромки. Также отреставрирована поверхность. Были несколько прорывов, которые находились над головами изображённых здесь людей.

Для реставрации этого полотна мастеру потребовалось два года. Теперь «Христос с динарием» неизвестного художника занял место картины, которая отправилась на выставку во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря.

В данном случае речь идёт не только о значимости деятельности реставрационных мастерских, специалистов. Но и о том, какие серьёзные произведения у нас хранятся, которые могут претендовать на такие выставки, можно сказать, престижные,

- Кира Рындина, заместитель директора Тамбовской областной картинной галереи.

Поэтому сохранить первозданный вид шедевров – работа, без которой музей не может жить. Благодаря реставрации произведения искусства продолжают жить в веках, а мы продолжим ими любоваться.

Оператор: Богдан Северин
Корреспондент: Надежда Бородина

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

Exit mobile version